Артс, К. Лилли и Макс в бабушкином мире / Катлейн Артс ; пер. с нидер ландского Ирины Лейк ; худож. Йерун Кёйлебрук. — Москва : Редкая птица, 2022. — 40 с. : ил. — 6+
ISBN 978‑5‑6046372‑9‑6
#инвалидность #инакость
АННОТАЦИЯ
Лилли и Макс больше не хотят ездить в гости к бабушке. Дети не понимают, почему она изменилась: всё время молчит, больше не рисует и не поёт любимые песенки, перестала печь блинчики и делать самое вкусное какао. Она даже не узнаёт их! Мама говорит, что бабушка скучает по ним и продолжает любить, просто она заблудилась в своём сумеречном мире. Однажды дети попадают в бабушкин мир и понимают, что они ей нужны, как и раньше. Тема деменции относится к тем, о которых раньше не принято было говорить в детской литературе. Но именно деменция — одно из самых распространённых заболеваний в мире. По данным ВОЗ, ею страдают более 50 миллионов людей. Детям тяжелее всего понять и принять своего родственника, бабушку или дедушку, страдающего этим недугом. Книга поможет родителям рассказать о том, что люди в состоянии деменции возвращаются в то время, в котором чувствовали себя счастливыми. Они не специально отгородились от мира — это один из симптомов болезни. Они продолжают любить своих родных, просто немного по‑другому.
ЦИТАТЫ
«Ни за что не поеду больше к бабушке! — Макс вылез из машины с ужасно сердитым видом и громко хлопнул дверцей. — Она ни единого слова мне не сказала! Даже “спасибо” за мой рисунок, который я специально для неё рисовал. А я ведь очень старался!
Он так разозлился, что изо всех сил пнул по мячу, который лежал на траве. Бедняга‑мяч улетел на другую сторону сада. — Бабушка даже не помнит, как меня зовут, — пробурчал Макс и со вздохом отправился в дом. Мама пошла за ним, но Макс быстро забрался в самый дальний угол своей комнаты среди игрушек. — Не трогай меня! — закричал он и обхватил коленки руками, как будто это были не руки, а рыцарские доспехи, которые могли защитить его от плохого настроения. Мама бросила на пол сумку и села рядом с Максом. Вид у неё был такой, будто она вдруг ужасно устала. Мама погладила Макса по голове и поцеловала его в лоб. Но Макс отпихнул маму, стёр с лица ладошкой её поцелуй и закрыл голову руками. Сестра Макса, Лилли, тоже зашла к нему в комнату. Она остановилась в дверях и смотрела на Макса и маму. — И я больше не хочу в гости к бабушке, — сказала Лилли и сама испугалась слов, которые сорвались у неё с губ. Она так и осталась на пороге, а мама и Макс посмотрели на неё. Лилли стало неловко, и она опустила глаза. Щёки у неё покраснели. — Мне ужасно жалко бабушку, честное слово, — тихо сказала она. — Но навещать её мне совсем не нравится, правда. Она стала такая тихая и смотрит так странно. Мне иногда даже становится немножко страшно, когда она так на меня смотрит. Тогда она совсем не похожа на нашу бабушку».
***
«— Идите ко мне, мои милые, — позвала мама и обняла детей обеими руками. Лилли прижалась к маме. — Всё это так непросто. И для вас, и для меня, и для тёти Мике. И для бабушки. Мама вздохнула, а потом продолжила: — Бабушка очень любит вас, очень‑ очень. Я точно это знаю. Она всегда вас любила. С той минуты, как вы появились на свет, она была вашим самым большим фанатом. — Мама попыталась улыбнуться, но губы у неё дрожали. Лилли и Макс смотрели на неё широко раскрытыми глазами. — Я точно знаю, что она всегда рада вас видеть. И я уверена, что ей очень понравился твой рисунок, Макс. Но иногда у неё в голове наступают сумерки. Как сегодня. Как будто кто‑то выключает свет, и ей приходится бродить на ощупь где‑то в другом мире. Тогда она не может подобрать для нас правильные слова. Она… словно заблудилась. И ей никак не найти нас с вами. Хотя мы сидим рядом с ней».
«Мои дорогие! Как же я по вам скучала! — воскликнула бабушка. — Каждый раз, когда вы берёте меня за руку, обнимаете меня или гладите мои волосы, в моём мире загорается самое яркое солнышко. И мы снова находим друг друга, даже без слов».