- Татьяна Маврина
- Государственная Третьяковская галерея о Татьяне Мавриной
- Анастасия Строкина «Татьяна Маврина. Много всего кругом»
Если вы пришли на эту страницу, значит вам, скорее всего, знакомо это имя. А если вдруг это не так, мы уверены, что вы без труда поймёте, о ком идёт речь.
Татьяна Маврина - художник, график и иллюстратор детских книг. Она родилась вместе с двадцатым веком и прожила большую его часть. На этой странице вы найдёте множество материалов о ней и о разных этапах её творческого пути. А ещё здесь вы увидите иллюстрации её авторства. Даже те, которые офлайн можно посмотреть только в читальных залах.
Татьяну Алексеевну по праву считают классиком детской иллюстрации. Но начинала она свою профессиональную жизнь как художник-живописец. К слову, в этом году в Третьяковской галерее прошла выставка её картин. Здесь же вы найдёте комментарии специалистов Третьяковки.
А ещё в этом году в Москве проходит конгресс IBBY, Международного совета по книгам для молодежи. Раз в два года он присуждает премию премию имени Ханса Кристиана Андерсена лучшим детским иллюстраторам и авторам. Татьяна Маврина получила такую премию в 1976 году.
Так почему мы уверены, что почти каждый повзрослевший читатель вспомнит художницу, даже не чувствуя ассоциации при прочтении её имени?
Татьяна Алексеевна Маврина за свою жизнь оформила более 200 книг. И всё это популярные детские издания для нескольких поколений советских, а потом и российских читателей. Потому, открыв сканы её работ, вы увидите что-то очень знакомое, своё детство, сказочное настроение и красоту.
« Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) – крупное явление в истории русского искусства ХХ века. Художница прожила очень долгую жизнь – почти век, и до конца своих дней сохраняла невероятную работоспособность – последние произведения Мавриной датируются 1995 годом.
Иллюстрациями к русским сказкам Татьяна Маврина начала заниматься уже во второй половине своего творческого пути и продолжала над ними работать вплоть до конца 1980-х годов. Ее прекрасные иллюстрации стали своего рода классикой этого вида изобразительного искусства и продолжают оставаться актуальными, находят отклик у зрителей разных возрастов, социального статуса и уровня образования. Книги с иллюстрациями Татьяны Алексеевны выдержали множество переизданий и популярны до сих пор.
В волшебном мире ее сказок нет места никаким угрозам и ничему страшному и пугающему. «У нее светлый и озорной, уверенный в себе и живущий в ладу с жизнью легкий, веселый талант» - очень верно было когда-то сказано про нее. В свое время даже книгу о кровавом времени Французской революции художница умудрилась превратить в нечто пленительно изящное.
Даже в сказочных изображениях неодушевленных предметов вроде топора, бревна, парусного корабля, плывущего по морю или летящего по воздуху, у нее всегда присутствует изрядная доля простодушного детского веселья. Юмор сопутствует и таким сказочным персонажам, которые издавна представлялись носителями злого начала. Например, морда волка, при всех характерных особенностях облика этого опасного и сильного лесного зверя в ее листах расплывается в подобии добродушной улыбки. По примеру народных мастеров, Маврина представляет этого хозяин леса приукрашенным, с затейливо уложенной серой шкурой, как бы одомашненным, красующимся на ярко-розовом фоне в профиль, на балетный манер расставив передние лапы. Наверное, она не хотела пугать маленьких детей, изображая злого хищника, готового к нападению, да это было бы чуждо ее художественной манере. Такое озорство, добрый юмор, а также потрясающее чувство цвета сопутствовали ей всю жизнь и отражались во всем ее творчестве и, в особенности, в иллюстрациях к детским сказкам.»
Кураторы выставки Государственной Третьяковской галереи «Татьяна Маврина. Ода к радости»:
Кандидат искусствоведения, хранитель отдела графики И.А. Лейтес
Хранитель отдела графики Е.Д. Архипова
Для младшего и среднего школьного возраста
Художественная биография живописца, графика, иллюстратора, коллекционера Татьяны Алексеевны Мавриной, прожившей долгую жизнь, охватившую весь ХХ век (1900–1996).
Как важна в тексте первая фраза. Она задаёт и тон, и ритм, и интригует читателя:
– Коник детский! Городецкий! А с ним – наездник! Франт Игнашка! Что ни год, то рубашка! Мимо не проходите! Коника купите!
Через всю книжку, как через всю жизнь художницы, несёт читателя городецкая игрушка: конь – чёрная грива – длинный хвост, купленный на Нижегородской ярмарке, расписной, деревянный, доскакавший до Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке, где открыт мемориальный кабинет «Коллекция Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина».
Через всю жизнь Татьяна Алексеевна пронесла любовь к Врубелю, и, когда узнаёшь этот факт, становится понятнее и ближе художественная манера иллюстратора Татьяны Мавриной – лауреата высшей награды в области детской книги – Международной золотой медали Х.-К. Андерсена (1976). Она получила эту награду за иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, творчество которого вело художницу по жизни. Ничего не бывает случайного: супруг Татьяны Мавриной – художник Николай Кузьмин – блистательный иллюстратор Пушкина.
В 1921 году семья Лебедевых переезжает в Москву, Татьяна учится в лучшем художественном вузе того времени: «В 1929 году я окончила фантастический вуз – ВХУТЕМАС, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее расшифровать не Высшие, а Вольные. Там было вольно и просторно, несмотря на неуёмный горячий гомон, – пустынно… По воле ветра или по своей воле». Это из воспоминаний Мавриной, а вот как подхватывает мавринский стиль и переплавляет в текст о ней художник слова – писательница Анастасия Строкина: «Москва радостно приняла Таню и подарила ей свои истории, узоры, яркие краски… Всё здесь удивляло, всё становилось сюжетами новых рисунков: и проспекты, гудящие, как пчелиный рой, и вороньи переулки, и улочки со старыми двухэтажными домиками, которые робко глядят из-под давно не крашенных наличников на непонятную им, внезапную жизнь, летящую в трамваях, гудящую в телефонных проводах, бегущую по мостовым бесстрашно, без отдыха, без оглядки». Художницы оказались на одной волне.
С особым чувством боли и гордости, благодарности и удивления всматриваешься в рисунки военной Москвы, вчитываешься в воображаемый диалог Татьяны Мавриной с автором книги о ней Анастасией Строкиной. Наверное, этот сплав чувств и называется патриотизмом.
И ещё одно имя, такое значимое для детский литературы – писатель Юрий Коваль. Понятнее и привычнее, когда художник иллюстрирует текст. Коваль писал миниатюры «Заячьи тропы», «Снег», «Стеклянный пруд», «Журавли», «Жеребёнок», «Бабочки» к рисункам Мавриной. Когда выходило это шестикнижие, Татьяне Алексеевне было уже за восемьдесят.
И ещё. Хочется отметить культуру издания. В книге использованы работ художницы. Цветы и коты, города и сказки. Их 69. Плюс обложка, форзац, титул, нахзац (элементы книги звучат как песня!)