Бейли С. Пешком в музей. 100 лет мирового искусства в картинах и занимательных фактах / Сюзанна Бейли ; худож. Ниа Гульд ; науч. Редактор кандидат искусствоведения. – Москва : Пешком в историю, 2021. – 48 с. : ил. – (Книжка-картинка).
Во многих городах мира (и наша страна не исключение) наблюдается музейный бум. В музеи и галереи, на выставки народ идёт с детьми всех возрастов, а подростки отправляются туда сами. Реже на организованные экскурсии, чаще с гаджетами, чтобы считать информацию с QR-кода, сфотографировать понравившийся объект или сделать селфи.
Молодые люди неплохо ориентируются в многообразии направлений современного искусства, а для старшего поколения, выросшего исключительно на реализме, любые «измы» и «арты» подозрительны, если не сказать враждебны.
Детская книга немало сделала за последние десятилетия, чтобы дети, их родители, а если повезёт, то и старшее поколение приняли нереалистическое изобразительное искусство, чтобы не раздавались реплики, мол «и я так могу» или «художник рисовать не умеет». Не будем забывать, что ребёнок открыт миру. В его палитре цвета близкие Матиссу, Гогену или Питу Мондриану, а пастозные мазки (желательно всеми пятью пальцами) привычны и приятны. Пожалуйста, не ограничивайтесь в музеях исключительно реалистической живописью и не расстраивайтесь, что маленький зритель никак не отреагировал на ваши любимые полотна. Всему своё время.
Вот такое предуведомление.
Малышу в музее зрители и их поведение не менее важны, чем сюжеты картин. А любая игра только приветствуется. Это прекрасно понимает автор путеводителя по «зверскому» музею. По два разворота на каждое направление в изобразительном искусстве, начиная с 1860-х годов до 1980-х. Однако персонажи картин и зрители – звери! Лисы попали в зал импрессионизма. На первом развороте (он в первую очередь адресован взрослым) несколько имён, сверхкраткая и ёмкая характеристика направления, а также задания детям найти тот или иной предмет (корзинку для пикника, венок танцовщицы, чёрную шляпку). Не менее интересны зрители: у них в лапах может быть телефон, блокнот, книжка, тросточка, кто-то сидит, а кто-то улёгся отдохнуть, кто-то созерцает, а кто-то норовит ускользнуть из зала.
Итак, лисы изучают импрессионизм. Как распределились другие звери по залам?
Постимпрессионизм достался кенгуру, экспрессионизм увлёк лам, мыши расположились в зале фовистов, медведи среди кубистов, кошки растворились в зале сюрреалистов (кто бы сомневался). «Обезьяны пришли послушать про абстрактный экспрессионизм. Они обожают разбрызгивать краски». «Собакам понравился поп-арт. Они тоже любят консервы». Пингвинам по душе оп-арт (оптическое искусство).
Для родителей и детей постарше есть «Зверская хронология» (она же «Направления живописи в датах и именах») и небольшой словарик умных слов, таких как пленэр, коллаж, ракурс и проч.
А вот чего нет, так это репродукций реальных картин. Сначала расстраиваешься, а потом понимаешь, нам предложили пролонгированную игру. Можно с альбомами или в интернете поискать тот самый пруд с лилиями, лицо, искажённое криком, господина в котелке с яблоком вместо лица и самые знаменитые и дорогие банки с супом.