Взрослая номинация
О Т З Ы В
Селяева Виктора
Н А К Н И Г У
М. Слегерс
«Записки для Пелле»
Папа двенадцатилетнего мальчика Пелле умер от рака год назад. В годовщину смерти отца герой получает от мамы коробку с записками папы для сына. Каждую неделю Пелле должен открывать одну из них и выполнять то, что там указано. Таким образом, Ричард, отец мальчика, помогает сыну преодолеть страшное горе, научиться жить дальше.
Это повесть о любви между отцом и сыном. Любви всепоглощающей. Такой любви, которая способна преодолеть любые преграды. Любви, продолжающей жить после смерти героя, творить чудеса, влиять на судьбу близких людей.
С первых строк повести Марлис Слегерс погружает читателя в рассуждения о смерти. «Люди умирают, и папа не исключение», – размышляет взрослеющий двенадцатилетний Пелле. Тема смерти проходит красной линией через всё произведение. Простота и реалистичность повествования пробирает до мурашек.
Медленно, шаг за шагом через воспоминания и рассуждения главного героя читатель погружается на самую глубину душевного ада Пелле, понимает, насколько тяжело и невыносимо мальчику жить без отца. Без папы «в доме с каждым днём становилось всё меньше воздуха», «жизнь превратилась в недосоленный суп». Лисбет, мама мальчика, резко постарела, поседела, начала курить, руки её покрылись морщинами, стали напоминать «старую мятую бумагу», за последний год она очень много плакала – «выплакала всё Эгейское море». «Когда мой отец умер, моя мама тоже немножко умерла», – рассказывает Пелле однокласснику. Первое проведённое без папы лето «напоминало осень», оно было «унылое и мрачное». «Мы с мамой точно в коконе», – говорит Пелле про жизнь после смерти папы. Мальчику откровенно не хватает духовной и эмоциональной связи с отцом. Герой восклицает: «Я скучал по его смеху, по щелчку, с которым он вставлял ключ в замок входной двери. По его запаху. По его ворчанию при виде беспорядка, который я устроил в гостиной или на кухне. По тому, как он подбадривал меня во время футбольных матчей. По тому, как он мог перечислить все скопления звёзд на небе…» Эти слова очень ярко и точно передают эмоциональное состояние Пелле, его абсолютно нестерпимую душевную боль. Жизнь героя разделилась на «д.с.п.» – до смерти папы и «п.с.п.» – после смерти папы. И кажется, нет конца его горю. Ничто не вернёт ему радости. Мир несправедлив, ведь папе было всего 45 лет!
«Я вдруг почувствовал, что ужасно скучаю по папе. Я будто бы ощущал его рядом, словно он находился в воздухе, в каждой его молекуле», – говорит Пелле. И так каждое мгновение жизни, каждую секунду. Папа умер, то есть теперь, как разумно отметил Пелле, «состоял из нуля клеток». «И при этом заполнял собой весь дом», всю душу мальчика.
Кроме того, через воспоминания главного героя читателю предстоит узнать в мельчайших подробностях, как Ричард угасал с момента, когда в его теле начали «набирать мощь и готовиться к нападению агрессивные клетки». Папа «начал уменьшаться», слабел с каждым днём, «волосы выпали», «в конце ему не нужно было бриться», лицо его осунулось, а щёки напоминали «пустые целлофановые пакетики». Жутко!
Для чего автор заставляет нас по-настоящему страдать вместе с его героем, гуманно ли это? Особенно если учесть, что книга рассчитана на читателей 12+ лет. Неужели детям в 12 лет пора всесторонне и многогранно изучить тему смерти? На мой взгляд, нет однозначного ответа на этот вопрос. Лично мне в мои 16 лет читать повесть было весьма тяжело. Но вместе с тем понять глубину душевной травмы Пелле и его мамы необходимо для того, чтобы осознать, с какой практически невыполнимой задачей справился Ричард уже после своей смерти. Оказалось, что папа может помочь сыну в этой тяжелейшей ситуации.
Справедливости ради отметим, что Пелле пытается справиться с эмоциями, как может. Будучи одарённым мальчиком с феноменальной памятью, он часто призывает на помощь «факты» «для успокоения»: герой вспоминает любопытную информацию из самых разных областей знаний, переключается и подавляет негативные эмоции. Этот талант ребёнка определяет стратегию его выживания. Но и факты, всплывающие в голове, увы, очень часто касаются смерти: «в Китае принято сжигать у могилы бумажные приношения», в Мексике выкладывают «целую дорожку из горящих свеч», чтобы помочь покойному найти путь домой, в Индонезии «делают кукольные копии умерших», на Бали «кремации проходят очень празднично»… Не мудрено, ведь после смерти отца мальчик «погрузился в книги и статьи о смерти», изучал их целый год.
Кроме того, Пелле по-детски считает, что если перестать горевать, образ отца постепенно сотрётся из памяти: «Ведь если горя нет, я могу забыть папу». А этого, по мнению мальчика, допустить нельзя никак.
Так где же выход из этого кошмара? Кто способен помочь ребёнку двигаться в правильном направлении, снова начать ощущать позитивное в жизни? Удивительно, что с этой задачей справился отец, которого Пелле потерял.
Образ Ричарда вызывает искреннее восхищение. Этот мужественный, волевой человек не раскис на пороге смерти, а подумал о том, как в будущем уже после своего ухода вернуть к жизни жену и сына. Ричард всей душой любил свою семью. Отношения мамы и папы, по мнению Пелле, были близки к идеалу. Родители мальчика были «как петелька и пуговица. Облако и дождь. Небо и звёзды.» «Когда я впервые встретил маму, то на самом деле подумал, что передо мной в столбе света стоит ангел», – пишет Ричард в письме сыну и рассказывает мальчику, «сколько оттенков голубого у неё в глазах». Такая любовь – огромный дар, бесконечное счастье. Читая книгу, понимаешь, что любить по-настоящему значит целиком и полностью думать о счастье того, кого любишь. Это урок на всю жизнь.
Записки отца заставляют Пелле постепенно «выходить за рамки привычного», «за пределы безопасной зоны». Мальчик старательно выполняет наказы Ричарда: достраивает с помощью нового знакомого домик в саду, учится бриться, играет на пианино, находит дедушку и налаживает контакт с ним, покупает маме на оставленные папой деньги платье и ведёт её в ресторан… Отец остаётся в жизни ребёнка, руководит его действиями, помогает преодолеть трудности. Особое мужество, на мой взгляд, потребовалось Пелле, чтобы увидеть на видео папу живым. Мальчик справился, досмотрел до конца. Он и вправду очень похож на Ричарда, и не только внешне. Отец и сын не могут не вызывать восхищения читателей.
Постепенно Пелле и Лисбет возвращаются к жизни. В их дом по самым разным поводам начинают приходить разные люди. Пелле снова общается с Эвой, в которую чуточку влюблён. Лисбет закрасила седину. «Теперь её волосы стали золотисто-каштановыми, как осенние листья на солнце, и она заметно помолодела.» Новый знакомый мамы Джек сначала вызывает у Пелле вполне закономерное чувство ревности: никто не может занять место отца. Но весьма скоро мальчик соглашается, что Джек – хороший человек, «нормальный парень», благодаря ему «мама начала отпускать свою печаль». «Мне всё больше казалось, что было бы хорошо, если бы Джек остался в нашей жизни», – признаётся Пелле. Записки мужа заставили Лисбет вспомнить, «как это приятно, когда в жизни что-то происходит». Она больше не сидит дома с утра до вечера, чаще смеётся и почти не плачет. «В последнее время мама снова стала больше похожа на… маму. Как расколовшееся блюдце, которое склеили», – считает Пелле. Таким образом, по контрасту с темой смерти звучит гимн жизни.
«Настоящий мальчишка не плачет». Так Пелле считал всегда. Нельзя плакать ни когда больно, ни когда страшно, «даже когда отец лежит в гробу». Мы обращаем внимание на то, что «слёзы текли по щекам» Пелле, когда он увидел на видео живого отца. Мальчик старался справиться с таким проявлением эмоций. Настоящим потрясением было для Пелле узнать, что в потерянной записке папа пытался донести до него мысль, что плакать можно и иногда нужно. Рыдая, мальчик отпускает своё горе. Вместе с эмоциями, накопленными больше чем за год, в прошлое уходят нестерпимая боль и нечеловеческие страдания. Отец смог вернуть сына к жизни. «По щекам у меня текли слёзы – ну и пусть», – говорит Пеле, развеивая у моря прах отца в конце книги. «Папа всегда будет рядом». Начать радоваться жизни – не значит забыть отца. Даже наоборот, стоит жить полной жизнью, ведь именно этого хотел папа.
Мне кажется, пожар в доме Пелле в конце повести символичен. Горит, навсегда уходит в прошлое старая жизнь. Уходит боль. Нужно жить дальше, причём легко и счастливо. Дом будет отстроен. Душевные раны зарубцуются. Отец навсегда останется с Пелле в его памяти, в его душе, в мыслях и поступках. Наши близкие не умирают, пока мы помним о них. В этом убеждает нас повесть Марлис Слегерс.
Книга написана доступным для подростков языком, читается на одном дыхании. К сожалению, поднятые в повести проблемы очень близки современному человеку: смерть родственника от рака не такая уж редкость. В процессе чтения неизбежно ощущаешь себя счастливым просто оттого, что в данный момент с тобой не случилось такой беды, как с Пелле. Автор предупреждает: жизнь хрупка и непредсказуема, моменты счастья быстротечны. Нужно уметь ценить каждую минуту жизни и людей, которые тебя окружают.
Однозначно рекомендую книгу к прочтению и подросткам, и взрослым.
О Т З Ы В
Матвеевой Дарьи
(Киселёвск)
Н А К Н И Г У
В. Дёгтевой
«Сбежали шахматы!»
В книге Валентины Дёгтевой «Сбежали шахматы!» оживает классическая игра, превращаясь в захватывающее приключение. Шахматные фигуры, уставшие от строгого порядка доски и вечных стратегических битв, решают совершить побег. Это не просто побег – это грандиозное путешествие по неизведанным мирам, полное неожиданных поворотов, опасных встреч и новых открытий. Книга адресована широкому кругу читателей: от начинающих шахматистов, для которых она станет увлекательным введением в мир 64-х клеток, до опытных игроков, которые оценят оригинальный взгляд на любимую игру.
Сюжет разворачивается стремительно. Волшебство, окружающее шахматную доску, даёт фигурам жизнь и свободу. Пешка, всегда считавшаяся самой слабой, внезапно обнаруживает в себе смелость и решительность лидера. Ласковый и немного наивный Конь становится верным другом и храбрым защитником. Мудрый Слон, веками наблюдавший за ходами игры, делится своими знаниями и опытом, раскрывая секреты стратегии и тактики не только на шахматной доске, но и в жизни. Ферзь, олицетворяющий собой власть и интеллект, берёт на себя роль мудрого советчика, помогая решать сложные задачи. Даже грозная Ладья, известная своей несокрушимой силой, проявляет неожиданную чувствительность и заботу о своих товарищах.
Каждая фигура наделена ярким индивидуальным характером, прописанным автором с удивительной детализацией. Мы видим их не только как безмолвные элементы игры, но как полноценных персонажей со своими страхами, надеждами и мечтами. Их приключения – это не просто череда событий, а увлекательный процесс самопознания и личностного роста. Они сталкиваются с препятствиями, которые требуют не только силы и ловкости, но и коллективной работы, способности к сотрудничеству и взаимопомощи. Это ценный урок, полезный не только для юных читателей, но и для взрослых.
Путешествие шахматных фигур проходит через разнообразные ландшафты: от загадочных лесов, где им приходится разгадывать древние головоломки, до бурных морей, где они учатся преодолевать штормы и спасать друг друга. Они встречают удивительных существ, дружелюбных и не очень, учатся понимать их язык и обычаи. Каждая встреча – это новый опыт, новая история, новая ступенька на пути к самосовершенствованию.
Автор мастерски передаёт атмосферу каждой сцены, используя яркий и образный язык. Читатель словно сам оказывается среди приключений, переживая вместе с героями их радости и горести. Книга богата не только захватывающим сюжетом, но и глубоким подтекстом. Она мягко и ненавязчиво учит важным жизненным урокам: важности дружбы, значения сотрудничества, умения находить выход из сложных ситуаций, важности стратегического мышления и, конечно же, ценности персональной ответственности.
Кроме того, «Сбежали шахматы!» содержит массу интересных фактов о истории шахмат, о их правилах и традициях. Автор искусно вплетает эти знания в сюжетную линию, делая чтение не только увлекательным, но и познавательным. Это прекрасная возможность для детей и взрослых поближе познакомиться с этой удивительной игрой, раскрыть её глубину и красоту. Книга способствует развитию логического мышления, стратегического планирования и критического мышления. Решая вместе с героями их задачи, читатель неосознанно тренирует свой интеллект.
Книга «Сбежали шахматы!» Валентины Дёгтевой – это не просто детская сказка, а уникальное сочетание захватывающего приключения, познавательной информации и глубоких жизненных уроков. Это книга, которая запомнится надолго и оставит после себя приятное послевкусие и желание снова и снова возвращаться к ее волшебным страницам. Она станет прекрасным подарком для детей и взрослых, любящих приключения, интересные истории и умные книги. Более того, книга может послужить прекрасным дополнением к изучению шахмат, делая этот процесс увлекательным и запоминающимся. Она стимулирует интерес к игре и помогает понять её сущность на более глубоком уровне, чем простое заучивание правил. «Сбежали шахматы!» – это история о дружбе, смелости, преодолении трудностей и поиске себя, рассказанная живым, динамичным языком, с незабываемыми героями и запоминающимся сюжетом.
О Т З Ы В
Федулова Романа
(Берещино)
Н А К Н И Г У
Михаила Савинова
«Как проложили Северный морской путь»
Книга Михаила Савинова «Как проложили Северный морской путь» представляет собой увлекательное и познавательное произведение, которое погружает читателя в историю освоения одного из самых труднодоступных и загадочных водных путей мира. Автор не только рассказывает о географических и климатических условиях, сопутствующих исследованиям Арктики, но и акцентирует внимание на человеке – его стремлении, смелости и научных достижениях. Книга организована логично, что делает её удобной для восприятия. Савинов начинает с исторического контекста, описывая, как древние мореплаватели искали пути к богатствам Севера. Он последовательно ведёт читателя через важнейшие этапы: от первых экспедиций до более современных исследований, подчеркивая вклад как российских, так и зарубежных ученых. В произведении ярко прописаны ключевые фигуры, такие как Витус Беринг и другие исследователи, которые создавали карты и открывали новые горизонты. Савинов детально описывает трудности, с которыми сталкивались мореплаватели: суровые погодные условия, низкие температуры и опасности, возникающие в ледяных водах. Эти людские усилия становятся не только предметом восхищения, но и источником вдохновения для будущих поколений. Автор активно использует научные данные и блестяще описывает технологические достижения, которые способствовали прокладыванию Северного морского пути. Чтение книги не только расширяет кругозор, но и помогает понять, как важна интеграция науки и практики в сложных условиях. Подробности об использовании новых судов и навигационных технологий позволяют читателю глубже понять процесс освоения Арктики. Однако Савинов не ограничивается только историческими и научными фактами; он также влагает в свой текст личные драматургические элементы, связывая свои наблюдения с чувствами и переживаниями участников экспедиций. Эта эмоциональная составляющая делает книгу более живой и доступной, позволяя читателю разделить с героями их тревоги и надежды.
СМП остаеётся при этом самым эффективным до сих пор. Один контейнеровоз выполняет товарооборот одного крупного города. Путь от Мурманска до Владивостока, история его открытия полна драматических событий. Началась она очень давно, сначала открыли арктические воды, задача была поставлена такая: искали морской путь в Китай через Арктику. Попутно выяснили, что там много чего ещё есть, присоединили новые территории. Открытия эти совершались изначально на коротких судах, называемых «кочи». Они выходили в Северный Ледовитый океан через Белое море, занимаясь промыслом морского зверя, рыболовством вдоль СМП на столько, насколько позволяла навигация, и пока море не замёрзло. Было основано поселение Мангазея, – знаменитый русский острог, укреплённое место. Люди ездили в Мангазею за продуктами и пушниной. Пушнина была некой международной валютой и долгое время ею оставалась. Постепенно было сделано открытие Новой Земли и множество других мысов и островов, до тех пор, пока уже в 20 веке не стали осваивать вне навигации СМП. Появились первые пароходы, ледоколы. Триумфы и слава Челюскина, подвиг лётчиков. Справедливый вывод этой экспедиции, её финал показал: Север не прощает легкомысленности и требует к себе серьёзного отношения. Современность описывается кратко, ёмко, зачем нужны ледоходы. Как СМП функционировал в годы ВОВ. И наконец, атомная эра. У нас огромное количество территорий снабжается по СМП. Есть зимник-трасса, прокладываемая по снегу, в межсезонье, в распутицу туда просто не проехать, и даже авиация не сможет доставить необходимый объём груза.
«Как проложили Северный морской путь» – это не просто книга о географических открытиях. Это подробный и глубокий анализ борьбы человека с природой, постоянного поиска неизвестного и стремления к знаниям. Савинов удачно сочетает исторический нарратив с элементами приключения и научного исследования, что позволяет привлечь не только любителей истории, но и представителей других интересующихся аудиторий. Она вдохновляет на размышления о том, как желание познать новое может приводить к великим открытиям, произведение более глубоким и многогранным. Читатель не просто воспринимает информацию, но и начинает сопереживать тем, кто рисковал своей жизнью ради уникальных открытий. Это делает произведение актуальным в свете текущих глобальных вызовов и кризисов. Книга также богата иллюстрациями, картами и фотографиями, которые помогают читателю визуализировать описываемые события и географические объекты. Каждое изображение не просто дополняет текст, а служит важным инструментом, который углубляет понимание контекста. Это особенно важно для понимания сложности и красоты Арктического региона, который, несмотря на свою удаленность, наполнен невероятной природой и многогранными экосистемами. В итоге, «Как проложили Северный морской путь» – это не просто история географических открытий. Это исследование человеческой стойкости, научной изобретательности и желания покорять неизведанные территории. Книга остается в памяти читателя благодаря своей насыщенности, стильному изложению и актуальности поднятых тем. Савинов создает яркую картину прошлого, подкрепленную современным контекстом, и приглашает читателя на путь открытия и изучения. Чтение этой книги обогащает знания, вызывает интерес и оставляет желание узнать больше о загадочных просторах Арктики. Это полезная книжка, самое главное, очень вдохновляющая. Читая, понимаешь, насколько важно и как это сложно, какой ценой даются нам те самые условия, в которых мы живём, как само собой разумеющееся. Написано хорошо, гладко, понятно, доступно, без лишнего изобилия информации, которая наваливается на ребёнка, отпугивает и мешает ему понять и почувствовать главное. В данном случае любовь к нашему русскому северу и к истории освоения Северного морского пути (СМП), который для нашей страны очень важен и многое значит.
О Т З Ы В
Гиршевич Ольги
Н А К Н И Г У
Е. Абдулаевой
«Откуда взялся Пушкин»
Если Вы когда-нибудь бывали в Пушкинском Заповеднике, то, открыв книгу «Откуда взялся Пушкин», которую придумала, написала и нарисовала Елена Абдулаева, Вы снова окунётесь в его очарование и притягательность, вместе с автором припомните даже самые мелкие детали, картины, которые быть может, уже успели заснуть и затуманиться в Вашей памяти.
Ну, а если Вы никогда там не были, то знакомство с этой книгой – счастливая возможность пролететь над Пушкиногорьем, сквозь «мглу волнистую небес» рассмотреть сёла, дома, озёра, реки, дороги и обязательно леса и парки, «одетые в багрец и золото».
Да-да! Именно «пролететь» над Заповедником, как летает над ним повсюду Гений Пушкина. Рассматривая иллюстрации в книге, Вас настигнет ощущение полёта, высоты, как будто Вы парите над всей этой красотой. Кажется, именно поэтому Елена Абдулаева на каждой странице изобразила пушкиногорских птиц, цапель и лебедей. И много раз Вы увидите в книге самого поэта, летающего вместе с птицами над милыми его сердцу краями.
Не знаю, как Вам, а мне каждая страничка этой чудесной книги говорит о том, как сильно и страстно Александр Сергеевич любил осень. Так же, как его знаменитые строки в стихотворении «Осень», иллюстрации в книге насыщены всеми оттенками красок осенней природы. Леса, поля, трава, камыши, кусты и деревья, тропинки и даже знаменитый огромный дуб – всё в желтовато-золотистых, коричневато-охристых оттенках. Они как будто шепчут нам: «Смотрите, поэт нас видел и любил такими, слегка увядающими и «смиренно блистающими» своей красотой.
А ещё, Вы встретите в книге отсылки к «Евгению Онегину», любимому детьми «Лукоморью» и к пушкинским сказкам, к восхитительной любовной лирике. И всё это в предметах, в деревьях, в дорожках парков, названиях мест, в самом воздухе Пушкиногорья. А юным читателям это так важно – наглядно и предметно увидеть, ощутить, сформировать понятные и вполне конкретные образы, из которых и формируются представления о Великом Писателе.
Автор покажет Вам основные точки на карте Пушкиногорья: Михайловское, Тригорское, Петровское, Бугрово, Святогорский монастырь. А в них – устройство барских и крестьянских домов, мельниц, богатство парков, быт и обычаи пушкинского времени. И, конечно, людей! Личностей, сыгравших очень важную роль в жизни поэта. Я не стану их перечислять. Тем интереснее Вам будет открыть, прочитать, рассмотреть эту книгу.
А рассматривать её можно и нужно долго, внимательно, многократно, я бы сказала, с упоением и обязательно с детьми. Вы погрузитесь в эпоху и в простой форме познакомите детей с такими понятиями и признаками того времени, как «рукопись», «дворяне», «стиль ампир», «дуэль», «нюхательная соль», «водяная мельница», «жёрнов», «амбар» и многими-многими другими.
Классифицировать «Откуда взялся Пушкин» можно как non-fiction. Реальные, невыдуманные герои, невыдуманные события. Тут Вам и биография, и история, и искусство, и красота!
Кстати сказать, Елена Абдулаева в 2023 году стала дипломантом международного конкурса книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги» в номинации «Иллюстрации к изданиям «NON-FICTION».
Любой современный ребёнок сегодня на вопрос о Пушкине скажет Вам, что «он великий поэт», и что «Пушкин – наше всё».
А что это значит? Какой он человек? Что любил? Чем дорожил? Во что одевался? С кем дружил? Что воспевал в своих произведениях?
Маленькому читателю, впервые прикоснувшемуся к творчеству Пушкина, эта книга поможет лучше узнать и понять его.
Думаю, что книга «Откуда взялся Пушкин» способна вдохновить детей, да и взрослых тоже, на путешествие по Пушкинскому Заповеднику.
А самое главное – она вдохновит на чтение бессмертных произведений Александра Сергеевича.
О Т З Ы В
Макаровой Валерии
Н А К Н И Г У
М. Эргеноглу
«Лети!»
Детская литература – это удивительное пространство, где мечты переплетаются с реальностью, а сказочные истории пробуждают в юных читателях желание открывать мир. Именно в этом магическом переплетении и раскрывается книга Мерве Эргеноглу «Лети!», которая своим тёплым повествованием и изумительным визуальным рядом напоминает нам о самых важных вещах: дружбе, надежде и безграничной свободе мечтаний.
История девочки по имени Умут, главного персонажа книги, с первых страниц задаёт тон всего произведения – искренний, светлый, слегка меланхоличный, но полный внутреннего света и веры в чудеса. Умут – это олицетворение каждого из нас в детстве, когда мир был бескрайним океаном возможностей, а любая идея, записанная на листке бумаги, могла стать началом невероятного путешествия. Читая книгу, ты начинаешь понимать, что перед тобой не просто сказка, а полноценная метафора жизненного пути, которая учит, как важно сохранять мечты и делиться ими с окружающими.
Основная сюжетная линия посвящена бумажному самолётику, который запускает Умут. Этот самолётик становится частью игры – он символизирует отправленную в мир мечту, которая находит отклик в сердцах совершенно разных людей. Музыкант, девушка в метро, пожилой владелец книжной лавки – все они становятся своеобразными участниками этого воздушного путешествия, добавляя на крылья самолётика свои собственные послания. Этот приём автор использует мастерски, создавая ощущение, что каждый персонаж – часть единого человеческого сообщества, объединённого общей надеждой и стремлением к прекрасному. Эргеноглу удаётся показать, как одна маленькая мечта может соединить абсолютно разных людей, став мостом между ними.
Текст книги наполнен образными описаниями и метафорами, которые помогают раскрыть глубину чувств героев. Автор бережно подбирает слова, чтобы передать наивные и трогательные мечты Умут. Язык произведения прост и в то же время поэтичен, что делает его доступным для детей, но интересным и взрослым. Благодаря этому книга читается легко, но оставляет за собой глубокий след. Она не просто рассказывает историю – она приглашает маленьких и больших читателей задуматься о собственных мечтах, о том, что мы готовы сделать, чтобы они осуществились, и как важно делиться своими мечтами с окружающими.
Иллюстрации – ещё один важный элемент, заслуживающий внимания. Визуальный ряд книги «Лети!» выполнен в мягких тонах, что создаёт атмосферу уюта и спокойствия. Каждая иллюстрация, выполненная с любовью и вниманием к деталям, дополняет текст, раскрывая его глубже и делая чтение увлекательным. Иллюстрации помогают маленькому читателю визуализировать мир, который создаёт Эргеноглу. Глядя на страницы книги, можно увидеть, как Умут запускает самолётик, как самолётик пролетает над городом, как он попадает к разным людям. Всё это придаёт книге ощущение движения и жизни. Художнику удалось создать иллюстрации, которые рассказывают свою собственную историю, становясь полноценными участниками повествования.
Особое внимание стоит уделить композиции книги. Она чётко структурирована, каждая новая сцена логически вытекает из предыдущей, благодаря чему сюжет воспринимается цельно. Взаимосвязь между различными персонажами книги – музыкантом, девушкой, владельцем книжной лавки – подчёркивается повторяющимся мотивом бумажного самолётика. Этот мотив становится объединяющей нитью, связывающей всех героев и показывающей, что даже самые разные люди могут быть связаны общими мечтами.
Однако для некоторых читателей сюжет может показаться излишне простым, без динамических поворотов, ощущение некоторой незавершённости.
Несмотря на это, главная сила книги «Лети!» заключается в её способности вызывать у читателя чувство сопричастности. Она напоминает о важности мечтаний и о том, что каждый из нас способен влиять на мир, даже если это влияние кажется маленьким и незаметным. Эта книга о том, как важны маленькие шаги к большой цели, о том, как важно не бояться мечтать и делиться своими мечтами с другими. Она учит детей быть открытыми миру, видеть в окружающих людях союзников и помнить, что каждый человек способен принести в этот мир что-то доброе и светлое.
Книга Мерве Эргеноглу «Лети!» – история о надежде, о том, что мечты способны менять мир. Её сила – в простоте и искренности, в способности найти отклик в душе каждого, кто её прочитает. Иллюстрации, язык, сюжет – всё это гармонично соединено, чтобы создать атмосферу волшебства и вдохновения. Возможно, эта книга не станет любимой для тех, кто ищет в литературе бурю эмоций и стремительный экшен, но она определённо найдёт отклик в сердцах тех, кто верит в силу мечты и в то, что мир может стать немного лучше, если мы будем делиться своими мечтами друг с другом.
«Лети!» напоминает нам, что все мы, независимо от возраста, иногда нуждаемся в том, чтобы просто остановиться, посмотреть на небо и отпустить в мир свою мечту. И кто знает, возможно, она пролетит над городом, найдёт кого-то, кто тоже мечтает, и вернётся к нам, став ещё более яркой и светлой. Это произведение достойно внимания и искренней любви, как детей, так и взрослых, готовых вновь почувствовать себя мечтателями, которые, как говорила мама Умут, знают, что для мечтателей нет преград.
О Т З Ы В
Чигишовой Юлии
Н А К Н И Г У
А. Схап
«Девочки. Семь сказок»
Знаете ли вы, что по вашей любимой сказке можно сказать, какие отношения вы выбираете?
«Золушка» – вы считаете, что ваша покорность и исполнительность будут вознаграждены. Если это ещё не так, нужно больше стараться.
«Спящая красавица» – не нужно прилагать слишком много усилий для достижения целей. Как говорится: «Счастье, оно и на печи найдёт».
«Красавица и Чудовище» – какие бы недостатки не были у человека, я его «расколдую».
Сегодняшнее стремление женщин брать жизнь в свои руки изменило наше восприятие сказок и, видимо, вдохновило нидерландскую писательницу Аннет Схап на написание книги «Девочки. Семь сказок», М.: Самокат, 2024.
Небольшая по размеру книга, стоявшая на полке в библиотеке, сразу привлекла моё внимание: на обложке на красном фоне неровными белыми штрихами нарисован волк. Он такой большой, что занимает всё пространство, будто склоняясь над кем-то. Вокруг него всё заполняют эти же штрихи. Иллюстрация позволяет возникнуть в памяти сказкам, героями которых являются волки. Исполнение вызывает чувство тревоги. А слово «Девочки», написанное крупными буквами так, что издалека видишь только его, позволяет нам понять, что опасность грозит именно им. Взяв в библиотеке книгу, я узнала, что иллюстрации созданы самим автором. К сказкам так же есть иллюстрации, выполненные в этом же стиле, но на чёрном фоне. Думаю, это интересно, когда автор выражает свою идею разными средствами: и словом, и визуально.
Концепция книги была сразу понятна: «старые сказки на новый лад». К такому выводу подводит и эпиграф Кетрин М. Валенте, писательницы, создавшей свой собственный мир, сплетённый из сказок и преданий разных народов.
Но как же эта идея будет реализована на этот раз? Может быть, мы увидим, что настоящая история только начинается после слов «и жили они долго и счастливо» или узнаем «реальную» историю сказочных персонажей как, например, это было сделано в кинематографе: «Однажды в сказке», «Последний богатырь», «Баба Яга спасает мир».
Впервые мы знакомимся со сказками будучи детьми и возвращаемся к ним, читая их своим детям, а потом и внукам. Поэтому, наверно, человек никогда не расстаётся со сказками, как и вообще с детской книгой, смотря на неё глазами себя маленького, себя взрослого и глазами своего ребёнка.
Книга «Девочки. Семь сказок» адресована детям старшего школьного возраста. Если вы хотите поговорить с девочкой подростком о жизни и поиске своего места в ней, отношении с людьми, опасностях, подстерегающих на пути взросления, но при этом хотите быть в диалоге с ребёнком и не скатываться в морализаторство, прочитайте и обсудите эти сказки, в них нет готовых ответов, но есть темы для размышления и дискуссии, в результате которой вы не обязательно придёте к одному мнению, но сможете обсудить, волнующие темы. Например: ролевые модели современных девочек или мы сейчас понимаем идею счастья и успешности.
Анна Схап – голландская художница и писательница и для переосмысления она берёт известные европейские сказки братьев Гримм и Шарля Перро.
Так, например, в «Господине Штильцхене» сюжет сказки братьев Гримм «Румпельштильцхен» сохранён почти до самого конца, при этом созданы нарочито отталкивающие мужские образы. Начиная с отца и заканчивая алчным непривлекательным транжирой королём.
««Молодец!» – мог бы сказать мельник. Или: «Потрудилась на славу!» Но не такой он отец. Он скорее укажет на ошибку или изъян. Чтобы знала своё место.»
Сказка братьев Гримм учила не отчаиваться, рассчитывать на свои силы и не раздавать легкомысленные обещания.
О чём же получилась эта новая сказка? Первая мысль, возникающая после прочтения: уходи оттуда, где тебя не уважают и не ценят. Но приглядимся к образу девочки и увидим, что она верила в придуманную собой же иллюзию, всё, что не вписывалось в её мечту, находило логичное объяснение. Её воображение услужливо вписывало в сказку все слова и поступки, не соответствующие придуманному сюжету.
«– Но…– Она перевела взгляд с прялки и двух больших тюков соломы на короля, который уже на половину отвернулся. – Почему…
И тут она вдруг поняла. Ну разумеется! Это Испытание. Он хочет проверить, насколько сильна ее любовь. Она кивнула и сказала твёрдо:
– Можете на меня рассчитывать, ваше величество.
Но он уже вышел за порог.
«Ну, вот Встреча и состоялась, – подумала она. – Но за Встречей всегда идет Испытание. А Предложение… Предложение он сделает завтра. Если я выполню его просьбу, если покажу, чего сто́ю. Завтра утром».»
Только угроза жизни собственному ребёнку заставляет её раскрыть глаза на реальность. В результате она нарушает все договорённости и уходит, оставив обескураженных мужчин, которые даже не догадывались, каким образам, существующим только в её голове, они не соответствовали.
Прочитав оглавление и увидев в нём только шесть сказок, я подумала, что нас ждёт какой-то интересный поворот наподобие романа Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», в котором читатель раскрывает тайну тринадцатой сказки, и ей оказывается сама история жизни загадочной писательницы Виды Винтер. Но в книге все семь сказок на месте. В моём издании (М.: Самокат, 2024.) из оглавления пропала сказка «Печенье», в которой переосмыслена сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель». Двух голодных девочек (это же сказки про девочек) заманивают сладостями и используют для продвижения своего бизнеса три гламурные бизнесс ведьмы.
После прочтения сказки понимаешь, что девочки в жизни могут рассчитывать только на себя, помощи ждать неоткуда. Этому пониманию во многом способствует образ отца: карикатурно слабого, необязательного, безответственного человека, на которого нельзя положиться.
«Чуть-чуть полежу, – сказал он себе. – Просто чтобы набраться смелости. А потом сделаю всё, что нужно, и посмотрю правде в глаза. Честное слово».
Остальные сказки так же смещают фокус на женские персонажи и представляют отталкивающие образы слабых, самовлюблённых или равнодушных мужчин. В этом плане особенно обидно за образы отцов. Мне бы хотелось увидеть сказку, в которой автор не просто наделяет сильными чертами характера «девушку в беде», но и создаёт радом с ней сильного, понимающего, вызывающего уважение и поддерживающего её мужчину.
Среди мужских персонажей выделяются, разве что герои сказок «Волк» и «Принцесса – чудовище». Волк – персонаж, который хотел (но в реальности так и не смог) проявить свою хищную природу, находится под надзором и при малейшем подозрении на неповиновение затравлен и убит. Матрос забирает с собой в плавание принцессу – чудовище, отказавшуюся от ожидания принца, но его мотив и цель так и не ясны.
Вместе с тем все образы получились живыми и вызывающими эмоции. Поведение девочек в трудных ситуациях вдохновляет. Несмотря на то, что это сказка, персонажи и их поступки выглядят правдоподобно. Возможно, вы кого-то узнаете.
В заключении хочу сказать, что книга мне понравилась. Сюжеты интересные, а читать книгу в переводе Ирины Лейченко было легко. Что до моих противоречивых чувств и размышлений, так в этом, наверное, и смысл хорошей сказки, как и вообще литературы: после прочтения вымысла мы задумываемся о реальности и своей жизни.
Кому же стоит прочитать эту книгу? Ох уж это слово «сказки» в названии. Оно ассоциируется в нашем сознании с малышами, но это книга не для них. Им пока трудно принять знакомые образы в новой интерпретации. А вот старшим школьникам, для которых предназначена книга, возможно, будет трудно преодолеть скептицизм к произведению, название которого содержит слова «девочки» и «сказки», но, если они это сделают, то не пожалеют. Не важно, кто вы – девушка, юноша или уже взрослый человек, если вам интересны люди, их мотивы, чувства и поступки, прочитайте книгу Аннет Схап «Девочки. Семь сказок», вы получите удовольствие и пищу для размышлений. Я же отправляюсь в библиотеку за её первой книгой «Лампёшка». Думаю, это лучше любых слов говорит о произведениях автора.
О Т З Ы В
Криденер Анастасии
(Санкт-Петербург)
Н А К Н И Г У
А. Схап
«Девочки. Семь сказок»
Чтение сказок Аннет Схап, оформленных в изящный сборник «Девочки», не могло стать для меня ровным, размеренным процессом. Мысль то и дело убегала в сторону размышлений об эволюции героини, пространства и нарратива нежно любимого жанра литературы. Автор играет со знакомыми сюжетами народных сказок в обработке братьев Гримм и Шарля Перро – да так ловко, что в пору залюбоваться! Мы без труда угадываем знакомые с детства мотивы, точнее – только намеки на них: «Румпельштильцхен», «Красная Шапочка», «Гензель и Гретель» или «Пряничный домик», «Король-лягушонок», «Синяя борода», «Шиповничек» или «Спящая красавица», «Красавица и Чудовище». Аннет Схап смело берёт сказочный материал, сминает, перемешивает и лепит из него по своему желанию, добавляя необходимые детали: актуальную проблематику, я бы даже сказала – повестку, характеры героиням и конфликты, которые по-настоящему интересны и знакомы каждой девочке, потому что они есть в их домах, семьях и окружении.
«Однажды явится принц…»
Какая она, героиня современной сказки Аннет Схап? В чем её особенности? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какой была героиня сказок эпохи классицизма и романтизма, из которых черпает вдохновение автор сборника «Девочки». А была она: «красивой», «доброй», «ласковой», «скромной», «послушной» и «разумной». Одним словом –удобной. А ещё – во многом беспомощной и безынициативной. Сидела себе в башне или в брюхе у волка или спала и ждала, пока придёт принц или другой мужчина и освободит её. А если героиня не обладала всеми перечисленными добродетелями, то непременно была порицаема, наказана, изгнана и лишена возможности выйти замуж за принца и жить долго и счастливо в браке. В наше время это кажется наивным, забавным и даже нелепым. Юные читательницы точно знают, что не стоит сидеть и ждать счастья, куда эффективнее – добыть его себе самой.
Девочка без имени из первой сказки «Господин Штильцхен» и героиня последней – «Принцесса-Чудовище» всё ещё продолжают мечтать о принце, как будто по привычке, соблюдая традицию. Продолжают ждать и верить, что он непременно явится – красивый, с сияющей улыбкой, и спасёт их. Только к первой является престарелый лысеющий король, а ко второй – матрос, крепко ругающийся обладатель татуировки «Серцеед». Девочки до последнего стараются соблюдать канон и быть добродетельными. Но в какой-то момент первая понимает, что ей не стоит жить с мужчиной, который не помнит её имени, и тут же выходит в мягкий солнечный день, чтобы больше не вернуться. А вторая позволяет себе быть собой – большой, высокой и мохнатой «невидалью морской», позволяет себе плыть подальше от острова с башней заточения, плыть и просто быть счастливой. Девочка из сказки «Волк» сама проявляет инициативу и предлагает своей загруженной работой матери помощь – проведать больную бабушку. И томимая жаждой опасных приключений, сворачивает в лес, несмотря на рекомендации навигатора. Но и волк уже не тот – он стар и прикормлен лесником, носит ошейник, который не позволяет ему приближаться к жилой застройке. Героиня «Лягушонка», воспитанная в семье со здоровыми типами привязанности, способна сразу увидеть красные флажки в поведении принца: сладкое есть нельзя, волосы надо распустить, платье – переодеть. Она сбегает со свидания и рада вернуться домой – к родителям и лягушонку, который никак не может превратиться в принца, сколько ни целуй. Героиня современной сказки может завидовать сестре, ревновать, как Анна, героиня «Бороды». Но в критический момент она способна быстро осознать ошибку, без раздумий броситься на помощь и выхватить из лап серийного убийцы дорогую родственницу.
Все эти девочки такие… разные. И настоящие. Деятельные, инициативные, неудобные, не всегда смелые и не всегда сильные, они позволяют себе проживать не самые приятные эмоции и не быть идеальными.
«Жизнь – это тебе не сказка. Каждое утро встаёшь, заправляешь постель, собираешь сумку и выходишь за дверь.»
В какое бы внешнее пространство Анна Схап не отправила своих девочек, волшебное или вполне себе обыденное, акцент будет смещаться в область эмоциональных переживаний и психических состояний героинь. Таким образом, сказочное пространство тоже заметно поменялось и переехало во внутренний мир, во главе теперь его особенности и законы. И большую часть этого мира занимают отношения с родителями, они даже становятся движущей силой сюжета. Отец, который постоянно делает замечания и боится лишний раз сказать доброе слово, чтобы не избаловать дочь, легко отдает её королю и готов торговаться о цене. Королева-мать отказывается от дочери и отправляет её на отдалённый остров, потому что девочка не похожа на других нормальных детей – как теперь принимать гостей, со стыда умереть можно! Родители теряют одного ребёнка и перестают замечать второго, медленно убивая и его. В другой семье умирает мама. Все по-разному переживают горе: отец уходит в работу и забывает о дочках, старшая сестра бесконтрольно ест сладкое – «когда в жизни образуется брешь, надо её чем-то заполнить». И только младшая не теряет самообладание и веру. Отец и мать из другой сказки добровольно отдают свою любимую дочь в руки высокопоставленного маньяка, пастора, из дома которого не возвращаются девочки…
Совсем как в жизни, правда? Где родители тоже становятся движущей силой в судьбах детей и играют большую роль в становлении личности ребёнка. Я читаю эти сказки и вижу глазами девочек, как это происходит. Как дети вовлекаются в переживания и состояния значимых взрослых, как тяжело этому сопротивляться. Какие раны могут оставлять родители. Как можно залечить их и принять. Принять ответственность за свою жизнь, самой стать взрослой и выбрать направление в сторону счастья. Это очень терапевтические сказки!
Хочется ещё добавить несколько слов про визуальное оформление книги – не отдельно, а специально. Потому что без авторских иллюстраций, которые как ключики раскиданы по страницам, издание было бы не таким выразительным. Важно и монохромное цветовое решение, и спешащий ритм штриха, и наивный примитивный стиль – всё это подчеркивает тревожность внутреннего мира героинь – девочек.
О Т З Ы В
Степановой Алины
Н А К Н И Г У
К. Бойе
«Не реви, ты ещё жив»
«Не реви, ты ещё жив» – звучит как пощёчина, но сколько правды и силы в этих словах! Книгу с таким названием невозможно поставить обратно на полку. Мне ничего не оставалось, кроме как поскорее прочитать её.
Под обложкой, которая необычным образом сочетает яркость жёлтого цвета и серость нарисованных руин, кроется история нескольких детей. Эти ребята живут в послевоенной Германии, среди развалин разбомбленного Гамбурга. Хорошо, что в отношениях между главными героями не происходит трагедии, потому что каждому из ребят и так досталось. В дом Трауте, дочки пекаря, подселили беженцев-поляков, и она перестала считать дом родным. Якоб, немец с примесью еврейской крови, прячется в руинах, умирает от голода и даже не подозревает, что война почти полгода как кончилась, и главная опасность для него миновала. Сын нациста Герман вынужден ухаживать за отцом, которому на фронте «отстрелили ноги», и наблюдать за тем, как надежда на его личное светлое будущее тонет в нечистотах серых будней.
Судьбы таких разных детей сближаются, благодаря друг другу они начинают делать важные открытия. Оказывается, война закончилась, и есть надежда на то, что мама вернётся из концлагеря. Оказывается, можно достать что угодно на чёрном рынке, и даже британские солдаты, заполонившие Гамбург, не гнушаются там покупать. Оказывается, соседи-беженцы – люди, которым повезло гораздо меньше, чем тебе, ведь твои близкие живы. Оказывается, спасти жизнь можно не только по зову сердца, но и ради выгоды…
В простых жизненных ситуациях раскрывается широкая картина послевоенной Германии, изобилующая историческими сносками. Кирстен Бойе подошла к написанию книги очень серьёзно: писала историкам и работникам мемориалов концлагерей, штудировала научные книги, поэтому в её небольшой повести можно найти много исторической правды. Всё это не просто вымысел и уж точно не книга, чтобы скоротать вечер. Сразу понятно, почему именем Бойе на её родине назвали детскую литературную премию.
Язык книги суховатый, чёткий, бойкий и динамичный. В тексте много глаголов, персонажи описаны почти исключительно через действие, что я особенно ценю в книгах – это признак литературы высшего сорта. Только такая книга встанет со страниц объёмной живой историей. Герои действуют – и в каждом поступке сквозит характер, каждый шаг ведёт к развитию персонажа и новому повороту судьбы.
События книги длятся с 22 по 29 июня 1945 года – за эту неделю произошло столько, сколько у других не происходит за несколько лет. Разломанный до основания мир скрипит, движется, перестраивается, находит новые способы жить – больше ему ничего не остаётся. И так хочется, чтобы свет надежды был не только у Якоба, который всё же встретил маму. Не только у Германа, который через великую и ужасную трагедию обрёл желанную возможность уехать в США. Хочется, чтобы маленький Макс из их компании всё-таки нашёл потерянную сестричку. Чтобы Трауте поняла до последней своей клеточки, что интерес и уважение мальчиков не купить украденным хлебом. А больше всего хочется, чтобы дети не получали в наследство фатальные ошибки стоящих у власти взрослых. Чтобы никто не повторил страшную фразу Якоба: «Все, кто на самом деле меня любил, мертвы».
У человечества в искусстве две главных темы – любовь и война. Вторую мы никак не можем изжить. Невозможно поверить в то, что так нужно, что это заложенный в человеческую природу баланс. Мирные периоды снова и снова ведут к войнам, поэтому книги о войне и её последствиях, боюсь, не перестанут быть актуальными. Эти книги не «починят» весь мир, но могут вырастить что-то доброе и хорошее в нас – читателях. И тогда зла и боли станет немного меньше.
«Не реви, ты ещё жив» – достоверная и сильная книга, которую можно и нужно читать вместе с подростком. Несмотря на эмоционально непростое содержание, она способна увлечь даже не читающего человека, и дело не только в загадочной обложке. Хороший язык, замечательный перевод Ольги Мяэотс и держащий в напряжении сюжет – не успокоишься, пока не дочитаешь.
«Прошлое не умерло. Она ещё даже не прошло». Такой эпиграф из Фолкнера выбрала Бойе для своей повести. Невероятно удачный эпиграф. Есть прошлое, которому лучше бы пройти – но это зависит только от нас.
О Т З Ы В
Тенятниковой Елены
Н А К Н И Г У
В. Филипенко
«Папа ищет работу»
Может ли неприятная ситуация обернуться приятной и даже удивительно приятной? Книга с, казалось бы, грустным названием «Папа ищет работу», на самом деле очень светлая и радостная. Это история замечательной семьи, состоящей из мамы, папы, дочки и фортепиано. Да-да, оно – фортепиано – живое в книге, в нём живёт целая стая птиц и разговаривать музыкой оно умеет на самых разных языках. Фортепиано в этой тёплой, семейной книге – самый полноправный член семьи, который и сыграет решающую роль в выборе работы для папы.
Как радостно мне было прочитать книгу, в которой проблемы, актуальные для сегодняшнего мира, решаются сообща, весело, иногда со спорами и даже хулиганствами, но всегда с большой любовью между родителями и ребёнком. Как здорово, что образ папы – очень талантливого, необыкновенного творческого человека, это образ ещё и неравнодушного, трепетного мужчины, который в целом выглядит довольно мужественно и даже брутально. Высокий, лысоватый, с усами, сильный, волевой, решительный, так описывает его дочка. Но каждый ли из нас знал или знает своего отца как человека нежного, где-то сентиментального, ранимого и трогательного? Этой девочке в книге – повезло.
Впрочем, если в доме есть ребёнок, даже пусть и дорастающий уже до подростковых лет – многое должно оставаться счастливым и легким, подобно детским играм. Повзрослеть мы всегда успеем, не так уж это и здорово, как показывает нам жизнь. Родители из этой истории в книге – знают об этом. Поэтому поиск работы для папы становится семейным, увлекательным ритуалом, и некой игрой, в которой раскрываются характеры мамы, дочки, папы и фортепиано. Какие только работы не встречаются папе – от «человека для поиска сокровищ» до «водителя для русалки», от «переводчика для собак» до «светлого человека», который в творческом коллективе лилипутов на самом деле вкручивает лампочки и дружит с другими осветительными приборами. Как много можно получить положительного и радостного, если обыденные вещи назвать не своими, а волшебными, смешными именами – этому учит книга в каждой новой главе. Главное, как не раз повторит папа девочке – быть нужным, не важно чем занимаешься.
Но в книге есть главы, где плачешь и не можешь остановиться. Это главы о внутренней жабе, которых папа на одной из работ достает из людей. Эти жабы оказываются самыми грустными существами на свете и даже они имеют право на свою музыку и голос. Жабы эти, если уж мы немного приоткроем тайны книги, это наши страхи, потери, стрессы и проблемы, которыми взрослые так любят наполнять свое существование, совершенно забывая про свою внутреннюю музыку.
Музыки здесь много, очень. Музыка в человеке – вот ещё одна из главных линий это замечательной незабываемой истории. И хотя папа не станет в итоге ни парикмахером для облаков, смотрителем скрипок, ни сочинителем мороженого, пожалуй, кому-то из будущих читателей и их родителям может подойти одна из таких профессий.
Книга удивительно лёгкая, семейная, написанная для чтения с большими детьми, для радостного ощущения жизни и понимания, что всё проходит, всё находится и всё получается у тех, кто дорожит друг другом, поддерживает друг друга и кто знает, что в жизни всегда есть место волшебству и радости. А ещё после прочтения этой книги, мне вспомнились чьи-то слова: «Самое главное на Земле – успеть набыться рядом с родными людьми». Вот такая удивительная история от писателя Вали Филипенко.
О Т З Ы В
Н А К Н И Г У
М. Слегерс
«Записки для Пелле»
В повести нидерландской писательницы Марлис Слегерс затрагивается сложная и непривычная для подростков тема – тема смерти близкого человека. У главного героя книги, двенадцатилетнего мальчика Пелле, умер отец, и это даёт определённое направление для развития юношеского сознания.
Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, Пелле очень застенчив: он вжимается в стул, когда учитель распределяет роли для пьесы из школьного театра. «Одна мысль о том, чтобы быть в центре внимания наполняла меня ужасом». А вокруг нормотипичные дети, которым всё легко даётся (общение, компании, встречи с противоположным полом). Если в критические моменты Пелле испытывает неловкость или страх, он применяет собственную стратегию выживания: «Когда я чувствую, что вот-вот разрыдаюсь, то изо всех сил зажмуриваюсь и думаю о разных вещах, от которых плакать не хочется», в это время Пелле обнаруживает удивительную начитанность и исключительную память.
Примерно с таким же приёмом я столкнулась при чтении книги для подростков современного русского писателя Олега Раина «Башня», в ней главная героиня, слепая девочка Алиса, в силу особенностей обучения и восприятия мира просто сыпала именами известных и не очень личностей, дат и событий.
Оба автора применяют, на мой взгляд, неоднозначный по своему достоинству художественный приём: ребёнок перечисляет энциклопедические факты, не относящиеся к сюжету. Писатели хотят расширить тем самым кругозор ребят, читающих книгу. Но это могло быть актуально только в «досмартфоновое» время. Сейчас познавательного голода у подростков нет, любой интересующий их факт они могут почерпнуть из интернета, который всегда под рукой. А подобные «научно-популярные отступления» только «утежеляют» сюжет, делая его менее динамичным. Хотя в «Записках для Пелле», порой это воспринимается в юмористическом стиле, например, когда Лотта берёт ладонь главного героя и кладёт себе на грудь. Эмоции переполняют юношу, он не может их структурировать и начинает думать об искусственном интеллекте и пустынной саранче.
Сюжетной канвой книги является чтение записок умершего отца Пелле, который даёт советы сыну в период сложных моментов взросления. Мальчику совсем не просто следовать выполнению поручений отца, но именно попытки проявлять активность, возвращают юноше и его матери Лисбет возможность вновь почувствовать вкус жизни, открыть новые горизонты общения.
Пелле знакомится с дедушкой по отцовской линии, которого никогда не знал; вступает в драку с одноклассником Тычком, своровавшим одну из записок, оставленных отцом; берёт собаку из приюта и даже проводит ночь в садовом уличном домике с Эвой, самой красивой девочкой из его класса.
При покупке шурупов для отделки уличного домика, который не успел достроить отец, мама знакомится с новым бойфрендом Джеком, продавцом из магазина стройматериалов.
В книге очень подробно описаны эмоции, которые переживает подросток, тоскующий об отце, при виде чужого мужчины в своём доме. Эти эмоции показаны в развитии: сначала ревность и отторжение, а потом постепенное принятие.
Современные дети часто вынуждены переживать такие негативные эмоции, например, после развода родителей. «Диалектика души» ранимого Пелле помогла бы многим ребятам, оказавшимся в такой же ситуации привыкания к новому отчиму.
Джек обрабатывает дом Пелле и его матери ядовитым веществом, уничтожающим жука-точильщика, поэтому внутри нельзя ночевать несколько дней. Лисбет ночует у Джека, а Пелле в летнем домике, построенном в кроне садовых деревьев. В книге очень достоверно описана сцена первого ночного свидания главного героя. Эва и Пелле ещё почти дети, но зарождающееся чувство влюблённости, интереса к теплу девичьего тела, трепет и внутренний восторг подростка подкупает читателей искренностью, натуральностью и одновременно деликатностью. В русской, а тем более советской художественной литературе, я не встречала таких милых сцен.
В современном мире имеется явный запрос на описание юношеских чувств, порывов и преодоление тревог, поэтому так популярен развивающийся жанр young adult (янг эдалт). Книга Марлис Слегерс – классический тому пример. Её герой не только не идеален, но имеет комплексы, внутренние зажимы, переживания, и в повести показан алгоритм действий, которые помогают мальчику-подростку окрепнуть и превратиться в юношу.
Новым и необычным для восприятия показался мне факт переживания утраты дома. Джек пригласил Лисбет и Пелле во французский ресторан. После школы мальчик решил погладить себе парадную рубашку, но, когда мамин бойфренд позвонил во входную дверь, Пелле побежал открывать, позабыв выключить старенький утюг. Мама приехала в ресторан прямо с работы, поэтому проконтролировать выключение электрического прибора было некому.
Вернувшись с ужина, герои застают свой дом охваченным пламенем. Пелле бросается внутрь, чтобы спасти собаку, а Джек – за ним, чтобы спасти пасынка.
Все остаются живы, даже пёс, а вот дом почти полностью сгорел.
В поведении матери героя нет и тени укоризны сына о случившейся утрате. Напротив, она всячески поддерживает и успокаивает Пелле: объясняет, что дом застрахован и его восстановят, а всё имущество они купят новое. Коллективная идентичность нашего общества не относится так деликатно к ошибкам и промахам подростков. Родители постсоветского пространства намного ярче выражают свое недовольство в адрес детей; возможно, нам ещё предстоит научиться у взрослых других культур гуманистическим взглядам в семейной педагогике.
Подводя итог, хочу отметить, что, несмотря на трагизм основной темы повести – потери близкого человека – книга Марлис Слегерс очень светлая, сердечная и жизнеутверждающая.
О Т З Ы В
Ивановской Аллы
Н А К Н И Г У
Е. Немеш
« Сенсор»
В процессе богатой читательской жизни я сталкивалась с множеством литературных форм. Скажу более: последнее время мне стали даже интересны экспериментальные формы. Впервые, на моём пути ритм-роман. Когда я пролистала книгу, отнеслась к ней с недоверием: так обычно воспринимаешь всё новое. Опасения были традиционные: а воспринимает ли стихи современная молодёжь в принципе, а вдруг всё это написано белым стихом, а достаточно ли правдоподобно и при этом образно и доходчиво? Но с первых строк все мои опасения исчезли. Я открыла роман и закрыть его не смогла до тех пор, пока не дочитала до конца. Сказать, что мне понравился роман – не сказать ничего!
Всё именно так и происходит, как описала писательница: надломлены отношения со всем миром (вспомните, главный герой называет себя неисправным тачскрином): с родителями, приятелями, учителями. Всё описанное автором оказалось в итоге здорово похоже на мою собственную семью. Я – мама 2 братьев. Мои дети – почти ровесники главного героя. Старший – в 7 классе, а младший – в 6, они – погодки. Ой, как здорово и удобно (можно вещи друг за другом донашивать) – скажет кто-то... и будет совершенно не прав! Не здорово и не удобно: 2 сильных мужских начала находятся в вечной жёсткой конкуренции друг с другом. Проблемы подросткового возраста (причём, у каждого свои) мы, их родители, ощущаем с удвоенной силой. Знаете, как называется самая длинная стихотворная глава романа (целых 6 страниц!)? «Зачем?». И описывает она взаимо(не)понимание главного героя Ромы Турбина с родителями. Скандал с отцом разгорелся из-за мелочи: испачканной обуви. Конфликтующие стороны, как водится, «перешли на личности». Как плохо, что люди, как собаки, не могут после лая, «вилять хвостом и уткнуться в миску». Как плохо, что «никто не протягивает первым лапу». Да, мы считаем, что у большинства современных подростков «инфантильный мир состоит из очевидных вещей отрицания». Наши сыновья, к счастью, не инфантильны, но отрицания в них – с избытком.
Отношения с учителями могут составить конкуренцию проблемам с родителями. Главный герой прогулял классное мероприятие «Народная кукла. Вековая ретроспектива.» Учитывая то, что «на носу было опрос и контрольная», он «поджал хвост как мышь подопытно-подневольная и пискнул осторожно: «А проектом закрыть пропуск можно?» Результатом его деятельности явилось изготовление «образца колдовского атрибута южноамериканских индейцев» и... привод к директору.
Роману Турбину с классным руководителем тоже не хватает взаимопонимания. Напротив, весьма трепетно Роман относится к своей первой учительнице по прозвищу Кнопка, с теплотой вспоминает себя – шестилетку, школьный живой уголок, ненавязчивое обучение письму.
У Романа случилась первая подростковая любовь. О ней, прекрасной незнакомке, вся вторая часть романа. Любовь Ромы, современного подростка, мне не показалась странной или какой-то отличающейся от традиционных представлений об этом чувстве. Как же приходит к нему понимание того, что влюбился? Вы не поверите: точно также как людям 30, 50, 100 и 200 лет назад. Мой 13-тилетний сын (а параллель между главным героем и детьми всё время невольно проводится) сказал мне как-то, что критерием данного чувства является восхищение всем в человеке: внешностью, опрятностью, манерой одеваться, двигаться, умом, чувством юмора и всевозможными навыками. Возглас матери «Эх, где же их, таких найти?!» остался без ответа. Так и главному герою запомнилась сумка с надписью «Я не Пушкин», зелёная эльфийская шапка с помпоном и наушники, провод от которых разматывали пальцы прекрасной незнакомки. Рома потом ищет девушку всеми доступными способами. И находит же! А как же иначе? Отношения с приятелями у Ромы – далеко не дружба с большой буквы. Уйдя из дома, он думает, что его лучший друг Марк приютит его на ночь. Но .. не тут то было. У друга свои проблемы: поддавшись импульсу он купил в «Зооточке» двух грызунов (их не продавали по одному). Родители велели Марку избавиться от покупки. Забирая грызунов, Рома «почувствовал себя почти героем, спасителем, настоящим рыцарем...чуть позже пришло понимание, что он просто путник, заплативший за приют на диване».
Очень хочется рассказать о форме и языке романа. Большой секрет гарантированного успеха этого произведения состоит именно в них! Можно ли назвать это произведение романом? Если исходить из классического определения литературной формы, роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Произведение Евы Немеш не отличается ни выдающимся объёмом, ни замысловатым сюжетом. Имеет ли оно право называться ритм-романом? Имеет, если это...во-первых, умный маркетинговый ход. Прочитавший его подросток может написать в своём статусе «Сегодня одолел наконец-то роман Евы Немеш!» И это будет звучать гордо! Никто и не узнает, что в нём лишь несколько десятков страниц. Во-вторых, это – роман ещё потому, что сюжет не прост, а сложен для героя-подростка и повествует в стихах не просто о событиях, но и о всей гамме чувств, бушующих в подростковой душе. В-третьих, форма может перекликаться с именем главного героя – Роман. И ритм роман – это не что иное, как протокол его жизни, его мировосприятие, его мысли, его поведение.
От формы – к языку произведения. Стихи написанные Евой Емеш, близки, на мой взгляд, к чтению рэпа. Главы частенько заканчиваются лесенкой, напоминая Маяковского. Мне кажется, что именно ритм рэпа точно передаёт течение подростковых мыслей. Мы, взрослые, отмахиваемся от рэп исполнителей: музыки в рэпе, действительно маловато, а вот тексты очень часто неожиданно глубоки! И наш ритм-роман – тоже.
Роман состоит из небольших по размеру глав. Каждая имеет краткое название, из одного слова, без эпитетов: в век мессенджеров краткость, сжатая до «лайка», становится нормой. Лично для меня это не всегда приемлемо: мало того, что за нынешними просторечиями «щас» вместо «сейчас» мы забываем родной язык, мы ещё и черствеем! Мы не знаем, как ещё, кроме лайка, выразить эмоции, как поздравить человека не общими словами. Мы экономим время...При этом теряя душу....Сам стихотворный текст глав не лишён эпитетов и сравнений. Некоторые – точные, смешные, с оттенком критики.
Можно ли назвать этот роман «потоком подросткового сознания»? Сознанием можно, но не потоком. Мысли у главного героя чётко структурированы: он описывает конкретные события, родню, друзей, учителей и делает это с подростковым юмором. Книга в мягком переплёте: издатель явно постарался, чтобы не тяготеющий к чтению современный подросток захватил в прямом смысле не обременительное чтение с собой в дорогу.
Есть один момент в романе, от которого я «напряглась». Дело в том, что главный герой находит девушку через соц.сети, но доступ к нужному сообществу ему открывается. когда он сдает обратно в магазин героически спасённых белок Марка. Грызуны, конечно, ещё не успели к нему привыкнуть и, тем более, он к ним. Тем не менее, от простоты расставания с животными меня «покоробило». Я думала, почему именно так заставила автор поступит своего героя? Может быть для того, чтобы показать безответственность, продемонстрировать неспособность принять серьёзное решение? Или наоборот Роман был движим стремлением сохранить психологический климат своей семьи в норме? А скорее всего, автор хотела показать , что у поколения зумеров в некоторых отношениях всё значительно проще: сегодня они сдадут в магазин зверьков, а завтра «сдадут» лучшего друга или пройдут по головам коллег, идя к своей цели.
Порой знакомые, узнав, что дети мои читают, спрашивают совета. Приведу забавный диалог, имевший место у меня на работе. Без комментариев.
-Алла, что сейчас читаете?
-Лично я прочла с большим удовольствием ритм-роман Евы Немеш «Сенсор».
-А о чём это? О современных гаджетах что ли?
-Нет, о внутреннем мире современного подростка.
-Ну и как, помогла книга решить проблемы подростков?
-Нет, не помогла, так как это не пособие по подростковой психологии. Со своими парнями я, к счастью, нахожусь в ежедневном диалоге. Книга эта помогла увидеть подростка и взрослых со стороны и мне самой и моим подросткам, посмеяться и подумать.
Мой старший сын, начав читать и дойдя до 10 страницы, не понимал ничего, а потом не мог оторваться и читал даже на уроке. Он сказал: «Мам, а ведь это именно то, что творится у меня в голове!» Он смеялся над каждым «попаданием в точку», приводил образцы поведения родителей главного героя, чтобы мы увидели, как мы порой нелепо и неумело стараемся по-взрослому «разрулить» проблемы.
Я познакомилась с биографией автора и поняла, что она использовала весь свой педагогический опыт, опыт общения с детьми и наблюдения за ними. И получившийся результат, по-моему, свидетельствует о том, что она – неплохой педагог и стоящий писатель. Я передаю слова профессионального признательности Екатрине Немешевой и восхищения – Еве Немеш!
О Т З Ы В
Моисеевой Марии
Н А К Н И Г У
К. Барнхилл
«Великанша и Сироты»
«Великанша и Сироты» американской писательницы Келли Барнхилл стала для меня самой впечатляющей книжной новинкой прошлого года. Несмотря на размеренное повествование, читается книга на одном дыхании. Благодаря нарастающему напряжению и голосу рассказчика, который постоянно напоминает: «Вот-вот случится что-то страшное», – оторваться от чтения просто невозможно.
«Великанша и сироты» переносит нас в Камень-в-Лощине – сказочный городок, будто оторванный от остального мира. Главными героями в соответствии с названием, являются дети из сиротского приюта Камня-в-Лощине и живущая на окраине города Великанша. Всего детей в приюте пятнадцать, и все они активно участвуют в сюжете, однако основное внимание автора сконцентрировано на старшей девочке Антее, молчаливой Кассандре и Илайе, который слышал и рассказывал сказки про их родной город и всё, что в нём происходило.
Несмотря на обилие действующих лиц, все они вплетены в канву повествования, и, если исключить хотя бы одного, сюжет пойдёт совсем в другое русло.
В каждой главе фокус повествования охватывает то жизнь одного из детей, то жизнь Великанши. Благодаря этому приёму, читатель полностью понимает, насколько по-разному течёт время для человека и для долгоживущей героини. Пока описывается жизнь Великанши, начавшаяся задолго до рождения сирот, параллельно рассказывается, как живут сироты в течение короткого времени, которое уже приходится на тот момент, когда Великанша поселилась неподалеку от Камня-в-Лощине. При этом создаётся ощущение, что всё это происходит одновременно, но продолжительность жизни Великанши несоизмерима с короткими жизнями детей. «Быть может, история нужна лишь затем, чтобы напоминать нам о странностях времени – о том, что оно может растягиваться и сжиматься, изгибаться и делать петлю. И замедляться, когда ты движешься слишком быстро».
Помимо этого, есть ещё одна линия повествования, которая проходит через всю книгу – история города и самого Камня, в честь которого город был назван. Практически до самого конца произведения мы не знаем, кто рассказывает нам историю Великанши и сирот, но чувствуем, что это не безликое третье лицо, а важный и интересный персонаж. Он сочувствует героям книги, высказывает своё мнение, он знает секреты, которые не может знать никто, обращается к читателю на «ты», как будто знаком с нами лично, и постоянно повторяет: «Слушай» и «Если бы кто-то спросил меня – но меня не спросили, – я сказал бы им…». Всё это не даёт нам покоя, пока мы не узнаем, что всё это время рассказчиком был сам Камень. Именно о нём рассказывал сказки Илайя, который любил деревья, именно вокруг него построили Камень-в-Лощине.
Камень знает всё о жителях города, великанах и драконах. Он слышит и понимает всех, но его не слышит и не понимает никто. Только Великанша может поговорить с ним, и делает она это в самом конце книги. В остальное время Камень одинок, завален каким-то мусором и, видимо, может общаться только с читателем. Конечно, Камень расстраивается, что никто не спрашивает его (а ведь он бы тогда рассказал…), однако, так же как для Великанши, время для него течёт медленнее, чем для людей, жизнь его длится ещё дольше. Он связан не только с людьми, но и с природой. Его любимое дерево, из которого впоследствии была построена библиотека, может говорить с ним, даже став частью дома сирот, а он слышит и воспринимает всё, что ему рассказывают. Он похож на древнего-древнего старца, который к концу жизни может только вспоминать своё прошлое и наблюдать за настоящим.
Благодаря Камню мы узнаем, почему город пришёл в упадок. Прямым текстом автор говорит нам, что все беды появляются из-за невежества и равнодушия к остальным людям. Да, есть в тексте условный антагонист, который сжёг Библиотеку и настроил горожан против друг друга, но и они сами так легко вручили свою судьбу в руки ненадёжного человека.
Город «испортился», потому что дракон уничтожил Библиотеку – оплот знаний и место для общения Камня-в-Лощине. Затем дракон стал мэром города лишь за то, что был красив и обладал красноречием. Без Библиотеки люди так быстро стали управляемыми и начисто лишёнными критического мышления, что дракону не стоило никакого труда околдовать их окончательно. Очень грустно осознавать, что все эти добрые отзывчивые люди так мало сопротивлялись пагубному влиянию. «Увы, Камень-в-Лощине – не сказочный город. И живут в нём не сказочные персонажи, а обычные люди. А обычные люди устроены гораздо сложнее. Иногда они делают хороший выбор, а иногда плохой, иногда они ведут себя честно, справедливо и по-доброму… а иногда – нет».
Из-за того, что люди верили всем словам мэра-дракона, они начали видеть в своих соседях воров и врагов, хотя до этого никогда не запирали двери и не считали долгов. Теперь экономика Камня-в-Лощине строится на отношениях купли-продажи, работа измеряется в деньгах, как и польза отдельного человека. Хотя буквально недавно – в этом же поколении – люди просто делились всем, что имели, друг с другом. «Соседи собирались вместе и варили суп для тех, кто заболел, и пекли печенье для тех, кто шёл в школу. Упадет ли на забор дерево, прохудится ли крыша, сломает ли ногу чья-нибудь матушка – соседи летели на помощь роем, словно пчёлки-трудяги. В те дни соседи заботились друг о друге.»
Новый порядок общества очень сильно напоминает гиперболизированный капиталистический строй. Люди поделились на бедных и богатых (точнее одного богатого мэра), поделили общую собственность на частную. Социальные институты, такие как образование, наука, охрана порядка, социальная защита, либо не финансируются, либо просто исчезли. Тот же сиротский приют, полицейский участок, школа просто не представляют интереса, так как не направлены на получение прибыли. Также вся власть, большая часть капитала и материальных благ находится у одного человека, цель которого множить и множить свои богатства. А главное, что люди, находящиеся в нищете, постоянном стрессе, озлобленные и закрывшиеся в своих домах, не направляют свой гнев на виновника сложившейся ситуации, который лежит на куче золота, собранного непомерными налогами и сборами, в огромном дворце и сам не делает абсолютно ничего, кроме очередных гениальных плакатов и произнесения агитационных речей. Гнев горожан направлен на тех, кто не может или не хочет себя защитить: сироты, которых обвиняют в воровстве, и великанша, якобы причастная к пожару и наводящая порчу на город. Дискриминация по расе, возрасту и социальному положению появилась у людей не на пустом месте. Это отсылает нас к вышеупомянутому утверждению: все беды от невежества и равнодушия.
Благодаря усилиям главных героев по возвращению книг жителям Камня-в-Лощине (и глупости и недальновидности мэра-дракона) тиран лишается своих сил и власти. Горожане понимают свои ошибки, просят прощения друг у друга и начинают заново выстраивать добрососедские отношения. Что же такое добрососедство? Это принятие тех, кто тебя окружает, даже если у вас разные взгляды. Это готовность помочь, не ожидая ничего взамен. Это небезразличное, доброе отношение друг к другу. «Только когда мы принимаем всех своих соседей, когда со всеми ведём себя по-добрососедски – только тогда мы сами становимся добрыми соседями. Добрососедство всегда начинается с нас».
Книга «Великанша и сироты» учит не только детей, как быть хорошими и помогать другим, но и заставляет взрослых задуматься о своих взглядах на жизнь, на отношение к окружающим. Конечно, мир не может стать идеальным, тот же Камень-в-Лощине ещё долго будет идти к былому процветанию, но хотя бы увидеть, как могло бы выглядеть это прекрасное далёко, уже многое значит на сегодняшний день.
Я категорически рекомендую эту книгу к прочтению. Возможно она довольно наивна, но кого-то сможет излечить от закостенелого мышления, кому-то подарит надежду, для кого-то станет таким же открытием и наведёт на множество мыслей, как и меня.