Быкова, Анна. Скажите, это нормально? Ответы на 75 родительских «как» и «почему». От 0 до 3 лет / Елена Порошина. – Санкт-Петербург : Портал, 2022. – 272 с. – (Мама без драмы).
ISBN 978-5-907473-18-8
В новой книге Анна Быкова и Елена Порошина отвечают на предварительно собранные родительские вопросы. В них в явной или скрытой форме содержится сомнение — нормально ли, что малыш в возрасте до 3 лет часто просыпается и плачет; отказывается от горшка; кусается, не понимает запретов, делает назло; боится посторонних? Это обычная застенчивость — или социофобия? Присущий детям консерватизм — или аутизм? Подвижность — или СДВГ? Определить, где заканчиваются черты характера и начинается патология, непросто. Поэтому на вопросы отвечают Анна Быкова — психолог, работающий с обычными детьми, и Елена Порошина — клинический психолог, нейропсихолог, помогающий детям с особенностями развития. Ее задача — когда это необходимо, честно сказать, что ребенку нужна квалифицированная помощь. Если же все дело — просто в «болезнях роста», Анна расскажет, как сгладить острые углы воспитания.
Цитаты:
«Комментарий клинического психолога.
Все дети разные, даже рожденные в одной семье, от одних и тех же родителей. Комбинация генов складывается иная, создавая особенности темперамента, то есть нейробиологическую основу нервной системы. Например, один ребенок обладает сильной нервной системой, он достаточно спокоен, просыпается только для того, чтобы удовлетворить свои биологические потребности. А в состоянии бодрствования часто улыбается и без проблем остается один на непродолжительное время.
А у другого ребенка нервные процессы более подвижные, он легко просыпается от любого шороха, ему нужно больше вашего внимания в состоянии бодрствования.
И тот и другой вариант поведения является нормальным. Но так, что причиной беспокойства ребенка оказываются нарушения в деятельности нервной системы или соматическое нездоровье.
Что должно насторожить:
- прерывистый беспокойный сон, почти не прекращающийся плач. Ребенок с трудом засыпает даже на руках, сон поверхностный;
- в состоянии бодрствования малыш так же беспокоен;
- частые срыгивания фонтаном, отказ от еды;
- часто, резко и непроизвольно трясет ручками; заметны подергивания век.
Перечисленные симптомы могут оказаться признаками неврологических расстройств, обратитесь к детскому неврологу.»
«Сейчас век доступной информации. Каждая мама при желании может нагуглить сотни упражнений для развития речи, посмотреть видеозаписи занятий, пройти онлайн-марафон «Сам себе логопед» и купить специальные пособия, чтобы заниматься дома с ребенком самостоятельно. Со стороны кажется, что эти упражнения легко повторить дома. Язычок вверх-вниз, поцокать язычком, губки трубочкой. Зачем куда-то ехать, кому-то платить, если в свободном доступе можно найти описания занятий? Информации, конечно, много. Но важно уметь эту информацию правильно применить. А еще — правильно распознать причину речевых проблем. Поэтому эффективнее обратиться к логопеду, так как механизмы нарушений у детей разные, и методики подбираются с учетом специфики речевых нарушений. Выбирая методики непрофессионально и наугад, без знания всех анатомических особенностей, можно ошибиться и не помочь ребенку, а только навредить.»
«Комментарий клинического психолога.
Маленький ребенок воспринимает мир через прикосновения, очень много информации приходит в мозг малыша через кожу и мышцы. Хочу подчеркнуть, что рот — это тоже кожа и мышцы. Когда ребенок успокаивается? Когда он на руках и сосет грудь. Да, ритмичные движения в акте сосания приводят в баланс вестибулярную и мышечную системы, что дает нервной системе информацию «я в безопасности, все хорошо». Подросший ребенок любит, чтобы его прижали к себе, желательно поплотнее, поносили, покрутили, некоторым нравится, чтобы подкидывали. Это естественная потребность нервной системы в сенсорном питании: так мышцы ребенка получают ощущение своего веса и позы, вестибулярная система помогает освоить положение тела в пространстве кожа, тактильная система совместно с мышцами и вестибулярным аппаратом формирует реакцию на звук и прикосновения. Так закрепляется ориентировочная деятельность, столь необходимая для дальнейшего успешного обучения и развития.»
«Как понять, это кризис трех лет или такой характер? Кризис ярче проявляет характер. Кризис бывает у всех, но ведут себя дети в кризисе по-разному, в соответствии со своей натурой. Натура — это специфические черты психики, предопределенные индивидуальной биологией (гены, условия внутриутробного развития и многое другое). Ребенок уже рождается с определенной натурой, а характер ему еще предстоит сформировать. На формирование характера ребенка мы можем влиять ограниченно. Ограничивают наше влияние свойства натуры. Если по своей натуре человек тихий интроверт, то очень трудно (или даже невозможно) из него сделать яркого харизматичного лидера. Это сложный вопрос о соотношении влияния «ген — среда». Человечество на протяжении многих веков пыталось ответить на вопрос, что первично, бросаясь из одной крайности (ребенок — это чистый лист) в другую (все зависит от генов). Истина даже не посередине (влияние 50/50), она в расширении на оба полюса, в совокупности влияющих факторов. Потому что то, как проявит себя ген — зависит от среды. А насколько человек будет подвержен влиянию среды — зависит от его генов
Иногда можно услышать от родителей: «У нас не было кризиса трех лет».
Был. Это нормативный этап развития, его нельзя перескочить. Просто родители конкретного ребенка не заметили прохождение кризиса, потому что их ребенок был достаточно спокойный, сговорчивый, малоэмоциональный — такая натура. Возможно, что кто-то из родителей (или оба) имеет такой же темперамент. Вопрос «Кризис или характер?» обычно волнует тех родителей, которые столкнулись с очень ярким проявлением кризиса. Тяжело переживая очередную буйную гневную истерику ребенка, они хотели бы знать, как долго этот период про длится. А вдруг это не кризис, а характер, и так — о, ужас! — будет всегда? Поспешу успокоить родителей: в любом случае именно так — всегда не будет. Ребенок будет расти, развиваться, научится регулировать свои эмоциональные порывы, проявлять эмоции иначе или даже иначе реагировать. Для самоуспокоения поспрашивайте бабушек и дедушек бунтующего трехлетки, как в этом возрасте вели себя его родители, то есть вы сами. Скорее всего, ребенок в этих проявлениях похож на вас или кого-то из ближайших кровных родственников. Если папа в трехлетнем возрасте был таким же «несносным ребенком», но вырос в адекватного человека, утешьте себя мыслью, что это кризис и это временно…
С возрастом «минус» поведения может превратиться в «плюс». Очень упрямый ребенок становится «настойчивым в достижении цели» взрослым. «Неуправляемый» становится «лидером». Характер не изменился, но отношение к отдельным чертам поменялось. А еще бывает так, что то, что выглядит типичным проявлением кризиса трех лет, на самом деле является следствием ошибок воспитания. Например, ребенок в семье часто плачет и кричит, потому что истерика — это единственный способ добиться внимания взрослых. Еще одна модель, провоцирующая детские истерики, когда взрослые непоследовательны в своих действиях: один запрещает то, что уже разрешил другой. Или ребенку сегодня все можно, а на следующий день внезапно все нельзя. Ну и классический вариант: взрослые в состоянии подавленного конфликта, в доме длительное время сохраняется напряженная атмосфера. Но, как и во всех других вопросах, есть симптомы, которые не стоит просто списывать на кризис трех лет.
Как помочь ребенку преодолеть детские страхи? Стоит ли читать ребенку страшные сказки? Как рассказать ребенку об опасностях так, чтобы его не напугать? Как отучить ребенка от вредных привычек (например, обкусывать ногти, сосать палец, грызть карандаш?)
Как научиться держать себя в руках, если хочется кричать от злости? Почему в присутствии мамы ребенок вредничает и капризничает, а в ее отсутствие ведет себя идеально? И как это исправить? Как не выгореть эмоционально от вечных больниц родителям часто болеющего ребенка?
Что делать с истериками в общественных местах? В каком возрасте у ребенка формируются границы личности и как не навредить их становлению? Нужно ли заставлять делиться или лучше учить отстаивать собственность? Как правильно реагировать на замечания незнакомых людей (и маме, и ребенку)?»