logotip      b1      dep

Взрослая номинация

О Т З Ы В Беловой Надежды Валентиновны на книгу А. Виноградова и Ю. Нечипоренко «Огонь с Божедомки» (г. Москва)

О Т З Ы В

 Беловой Надежды Валентиновны  

на книгу А. Виноградова и Ю. Нечипоренко

«Огонь с Божедомки» (г. Москва)

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения классика русской литературы – Федора Михайловича Достоевского. К этому событию была написана книга о московском детстве писателя «Огонь с Божедомки» авторов Алексея Виноградова и Юрия Нечипоренко.

Все мы знакомы с творчеством Достоевского как петербургского писателя. Причем Петербург у него не совсем дружественный город: серый, холодный, мрачный. Главные герои живут в уголках, на чердаках, пользуются не парадными, а задними лестницами, на которых пахнет
и кухней, и помоями.

Но автор никогда не противопоставляет даже в мечтах своих героев
(а герои у него часто мечтатели) какой-либо теплый солнечный город, например Москву, в который хочется перенестись из сырого и ненастного Петербурга.

Мы и подумать не могли, что Федор Достоевский провел первые 16 лет своей жизни в Москве, а в летнее время, в подмосковной деревне Даровое.

Из книги «Огонь с Божедомки» мы очень подробно узнаем место его рождения: улица Божедомка, флигель больницы для бедных рядом
с Марьиной рощей. Отец будущего писателя, по профессии лекарь, получил
в этом флигеле казенную квартиру, в которой они и жили всем большим семейством.

Автор объясняет название книги прозвищем, которое получил
от родных в детстве маленький Федор – Настоящий Огонь. Но, на мой взгляд, нигде потом в тексте книги не раскрывается «огненный» характер маленького Федора. Напротив, дети показаны скорее тихими, послушными, изучающими Закон Божий и не решающимися даже поиграть в шумные игры на территории больничного сада из-за запретов отца.

Когда Федор поступает в Инженерное училище, сокурсники дали мальчику кличку Монах. Подростки обычно бьют не в бровь, а в глаз, значит, что-то было у Достоевского монашеское уже в юношеском возрасте. Тогда название книги «Монах с Божедомки» смотрелось бы органичнее, без нарушения стилевых особенностей.

Слово Божедомка в книге поясняется так: Божьи дома – кладбища для бедных. Мне стало интересно, я открыла интернет и узнала несколько шокирующую подробность, конечно, не уместную для детской книги: Божий дом – своеобразный дощатый сарай, накрывающий не закопанную общую могилу для беспризорных бедняков, не имеющих родственников, которые могли бы их захоронить. Несколько зимних месяцев эту могилу «пополняют», а когда землю закапывают, сарайчик переносят на соседний участок и уже там роют общую могилу.

Я задумалась, может быть и не стоило такое заглавие помещать
в начало книги? Может, подзаголовок «Московское детство Федора Достоевского» без образного названия был бы более содержательным?
И даже если ребенок, подросток читает книги «по верхам», то, прочитав только заглавие, он бы усвоил, что петербургский писатель родился
в Москве, а это уже дает определенное мировосприятие.

Начинается книга сценой встречи редактора журнала «Отечественные записки» Н.А. Некрасова с литературным критиком В.Г. Белинским, который только что прочитал рукопись романа «Бедные люди» – первое сочинение молодого Достоевского. Белинский находится под впечатлением от прочтения рукописи и почти кричит уже спускавшемуся вниз по лестнице Некрасову: «Слышите, я хочу знать о нем все. Кто он, кто его родители!
И где он подметил эти явления жизни и так чудесно научился писать!»

И вот книга погружает нас в атмосферу детства будущего писателя. Мы узнаем о врачебной профессии вспыльчивого и строгого отца, о тихой и ласковой матери, которая умела музицировать, сама шила одежду для семьи и занималась начальным образованием детей.  Она была из московского купеческого рода, имела обширную родню в Москве. Именно ее богатые родственники позаботились о будущем подрастающих детей Достоевских после смерти матери, а затем и отца.

Постепенно, глава за главой, мы узнаем о праздниках и буднях семьи Достоевского, о его поступлении в московский пансион Чермака, учителях и наставниках, о мечтаниях и страхах впечатлительного юноши.

Будучи городским мальчиком, после покупки имения в Тульской губернии (сейчас это Зарайский район Московской области), Достоевский смог получить яркие впечатления летних игр и прогулок с деревенскими детьми на природе, в лесу, у реки.

Правда потом, когда Федор уже будет студентом Инженерного военного училища в столичном Петербурге, именно в деревне отца ждет неожиданная, странная смерть от своих же крестьян. К этому времени мать семейства уже умрет от туберкулеза.

Совсем молодым, восемнадцатилетним юношей остается будущий писатель без отца и матери. Не отсюда ли такое жгучее одиночество и такая печальная бездомность присуща героям романов и повестей Достоевского?

Прочитав книгу до конца, я решила просмотреть выступление автора художественно-биографического произведения, Юрия Нечипоренко, перед московскими школьниками, старшеклассниками. Оно мне очень понравилось: простое, искреннее, доступное. Писатель очень душевно рассказывает ребятам содержание книги «Огонь с Божедомки», говорит о большом вкладе историка, Алексея Виноградова,  собиравшего биографический материал для написания текста. А еще  детально описывает  иллюстрации Екатерины Головановой,  отзываясь о них так: «Трогательные, нежные рисунки, в которых сквозит щемящая грусть и предчувствие тяжелой судьбы будущего писателя».

Я начала пересматривать книгу на предмет иллюстраций. Что-то в них не так. В интерьере преобладают прямоугольники, параллелепипеды
и трапеции. Ну, думаю, вот они – будущие «углы» Достоевского. Но при этом линия горизонта неестественно поднята вверх, так, что, кажется: вот ученики задних парт сейчас «полетят» вниз на тех, кто сидит впереди, и уже все вместе они уронят и сомнут преподавателя пансиона, стоящего у доски.

А вот маленький Федор и его старший брат ночуют на сундуках
в полутемной комнате, отгороженной ширмой. Федя еще не спит, он сидит
на крышке сундука, поджав под себя ноги. Хочется предостеречь мальчика:
«Ты не ложись здесь, упадешь! Смотри, пол-то какой покатый! Сундук уже наклонился. Если ты на нем уснешь, сразу скатишься вниз».

Перехожу  к пейзажным зарисовкам, чтобы увидеть красоту московской архитектуры, простор деревенской усадьбы. Только простора
не видно: река течет не вдаль, а в верхнюю часть картины, ребенок залез
на дерево и не увидел широты окружающих полей: только лесная чаща
и кусочек барского дома в узенькой полоске горизонта. То тут, то там кто-то не убрался в достаточно объёмный «кадр». Вот у девочки обрезана нижняя часть тела, прямо от подмышек, хотя ничто не мешает ей «подойти на два шага поближе к дивану», и тогда она поместилась бы в полный рост, рядом со своими братьями.

 Еще меньше повезло прохожему, гуляющему вдоль реки: у него отрезана верхняя часть туловища, от пояса и выше. Если бы на этом рисунке появился бы хоть кусочек неба, то не понадобилось бы так резко обрезать человеческую фигуру.

Надо отдать должное, отметив, что церковь Успения на Покрове, которую любил Федор Михайлович изображена очень красиво. Здесь небо занимает три четверти картины.

В целом книга «Огонь с Божедомки» по формату, содержанию, оформлению дополняет  серию книг Юрия Нечипоренко о детстве Ломоносова, Пушкина, Гоголя. Теперь у нас есть книга и о детских
и юношеских годах Ф.М. Достоевского, которая займет достойное место
в списке художественно-биографического литературоведения.

Взрослая номинация

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2024
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту