logotip      b1      dep

Взрослая номинация

О Т З Ы В Антоненко Александры Николаевны на книгу Л. Волковой «Всем выйти из кадра» (г. Москва)

О Т З Ы В

Антоненко Александры Николаевны

на книгу Л. Волковой «Всем выйти из кадра» (г. Москва)

 «Всем выйти из кадра» – это история современного подростка, который из-за большого душевного потрясения – расставания с лучшим другом – впервые встретился с целым ворохом внутренних конфликтов. Экзистенциальный кризис в подростковом возрасте? Это знакомо многим. Практически каждому. Легкая в прочтении и понимании книга драматурга Лилии Волковой рассказывает читателям о психологической трансформации парня – еще не взрослого, но уже и не ребенка.

В этом произведении затрагиваются сразу несколько актуальных тем. Обо всем по порядку. Тема эмиграции. В существующих реалиях подобный сценарий, развернувшийся в жизни главного героя Матвея Палеева, с каждым днем можно встретить все чаще. В эпоху глобализации и политических перипетий многие семьи меняют место жительства. Вместе с ними уезжают дети, прощаясь с привычным окружением. Одно из «неприятных» последствий: друзья детства вынуждены переживать драматичные расставания. Это тяжело не только для ребенка, который кардинально меняет всю свою жизнь, но и ребенка, который теряет друга, оставаясь существовать в прежних условиях. «Как ему там без меня? Хорошо? Наверное, уже и забыл совсем про меня с новыми приятелями?» – Такими вопросами задавался и сам Мэтт. Справиться с внутренними переживаниями ему помогает новое дело – первое место работы на телестудии – и первая влюбленность в лице старшей коллеги Дины.

Следующая тема, затронутая в произведении – травля в школе, или, как можно сейчас говорить, буллинг. Дети повсеместно сталкиваются с проблемами агрессивного отношения сверстников. Конечно, психологи утверждают, что подобное поведение вызвано неблагополучной обстановкой в семьях самих агрессоров и их стремлением самоутвердиться за счет других, но, к сожалению, более «слабые» дети вынуждены терпеть насмешки и издевательства от своих одноклассников. С такой же проблемой столкнулся и главный герой. Ненавистная кличка «тетя-мотя» (как у многих была в детстве – у каждого своя) не просто задевает мальчика, но вызывает в нем ответную агрессию, которую тяжело сдерживать в себе до слез.

Конечно, история про подростка не могла не затронуть тему конфликта поколений – тему, которая популярна в литературе на протяжении многих веков. Но в этой книге не идет речь о гиперболизированном конфликте поколений Ивана Тургенева. Все намного проще и понятней. Родители воспитывают и заботятся о своих «цветах жизни» так, как могут. И не всегда подобная «забота» воспринимается детьми, особенно в подростковом возрасте с вездесущим желанием максимизации, так, как это хочется взрослым. А еще родители порой не замечают, что их дети уже выросли: они имеют свои «глобальные» (как им кажется) переживания, имеют свое мнение, которое нужно уважать и принимать. Психологическая система тинэйджеров особенно уязвима, но зачастую в этот период родители отдаляются от своих детей, формализируют общение. Так мама Матвея видит истинную заботу о своей семье в том, чтобы до отвалу накормить домочадцев, а потом невзначай попрекать всех своим героическим материнским подвигом.

Тема профессиональных перспектив, которые открываются сейчас перед молодежью, считаю, что очень важна. В сложный период Матвей не связался с плохой школьной компанией, не стал сидеть дома, не замкнулся в себе,
а нашел путь к саморазвитию. Это стажировка и работа, которую ему предложил старший брат. Убеждена, что это отличный пример для всех как юных, так и взрослых читателей. Мы сами создаем себя!

Опять же отдельной цветной нитью была вшита в канву повествования тема страхов, которую я уже отметила в подростковой нерешительности противостоять агрессии сверстников. Но в кульминационной агонии
и хождении потерянным под «повзрослевшим и окрепшим» (как сам главный герой) дождем Матвей сам себе признается в страхах перед родителями, друзьями, братом, работодателями. А ведь осознание проблемы – первый шаг на пути к его исправлению.  Поглядеть в глаза своему страху – значит, постараться его побороть, преодолеть. Еще хочется добавить цитату из детской пьесы Михаила Бартенева, которая, как мне кажется, очень созвучна идеи, которой с нами хотела поделиться и Лилия Волкова: «Да ведь для того, чтобы признаться в трусости, такая храбрость нужна! Даже еще гораздо большая, чем для геройства».

Помимо интересной фабулы заставляют с головой погрузиться в чтение нестандартные конструкционные приемы, используемые автором. А именно непрочитанные входящие сообщения, пришедшие на отключенный телефон главного героя. Сообщения от самых близких, «кричащие» об очень важной мысли: мир не такой, каким нам кажется на первый взгляд. Порой наши страхи просто на просто необоснованные. Мы заведомо обижаемся на людей, не понимаем их, в своей голове «из мухи делаем слона». На самом же деле все обстоит с точностью до наоборот. И нам достаточно просто поговорить с людьми, постараться не только выслушать их, но и услышать.

И в завершении отзыва хочу поделиться собственным пониманием названия книги «Всем выйти из кадра». На работе Матвея это была ежедневно звучавшая десятки раз фраза, которая у него ассоциировалась с важностью профессии режиссера. Но что она стала по-настоящему значить для героя в переломный момент его жизни. Мэтт захотел остаться наедине сам с собой – выгнал все окружение из своего кадра. Сфокусировался только на собственных проблемах. И когда, находясь в полнейшем одиночестве (только на пару со всепоглощающим страхом) темным вечером под осенним дождем, он увидел окно своей кухни, на которой стояли его самые близкие – его семья – вместе с живописным растением Патриархом, он осознал настоящую красоту жизни, настоящую его ценность. О парне заботятся, его ждут и любят. Каждый
по-своему, как умеет, но ведь главное, что искренне и по-настоящему.

Очень рекомендую книгу Лилии Волковой к прочтению. Она точно не имеет целевой аудитории по возрасту. История Матвея Палеева будет полезна как познающим мир подросткам, которые впервые сталкиваются с неизвестными трудностями и проблемами, так и взрослым: родителям и учителям, чтобы лучше понять детей. Я бы даже это назвала отличным дидактическим пособием по психологии в легко читаемой и воспринимаемой художественной форме.

Взрослая номинация-2022

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2024
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту