Младший школьный возраст
Идентификация и понимание своих эмоций
(понимание себя, самосознание)
Самосознание – это способность точно воспринимать возникающие у нас эмоции и понимать, как они влияют на наше поведение, на способность определять собственные сильные и слабые стороны, осознавать свои ограничения. Высокое развитие этого навыка требует готовности быть честным с самим собой, умения переносить дискомфорт при проявлении негативных чувств.
Понимание себя – это основополагающий, фундаментальный навык эмоционального интеллекта. Если у человека есть самосознание, то намного легче развить и улучшить все остальные компоненты эмоционального интеллекта. Для этого очень полезно обратиться к художественной литературе.
Литературные персонажи являются зеркалом, в котором отражается огромный спектр человеческих эмоций. Через понимание героя книги человек может осознать всё многообразие эмоций, которые он испытывает, в том числе и очень сильные эмоциональные переживания, требующие большего внимания и времени для их осознания и переработки. Соотнося себя с литературными персонажами, легче переносить дискомфорт при столкновении с негативными или «неодобряемыми» в обществе чувствами.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают такие базовые эмоции как радость, гнев, страх, горе/печаль, удивление; а также социальные эмоции: обида, вина, стыд, зависть, ревность. Темы, отраженные в данной подборке: существование разных эмоций и разных настроений у человека, в том числе и противоречивых эмоций; влияние эмоций на жизнь и деятельность человека; переживания при конфликтных ситуациях, переживание при расставаниях и разрыве отношений.
Гейне, Г. Лисенок Фокстрот / Г. Гейне ; рис. автора ; пер. Т. Зборовская.- М.: ИД КомпасГид, 2011.- 32 с. (одиночество, толерантность)
Жила-была одна обычная лисья семья. Жили они тихо, спокойно и неприметно, как и полагается всем лисам. Пока однажды у них не появился лисёнок – Фокстрот. «Как и все лисы, родители Фокстрота были неразговорчивы. Они понимали друг друга без слов. Им достаточно было улыбнуться или показать клыки». Каково же было удивление родителей, когда они поняли, что их ребенок так жить не готов, что он хочет жить в мире звуков, щебета птиц, песен и веселья. Фокстрот сумел доказать, что музыка прекрасна, полезна и может прокормить. Но… через много лет, став папой…
Даль, Р. Матильда / Р. Даль ; ил. К. Блейка ; пер. с англ. Е. Суриц.- М. : Самокат, 2013.- 269 с. : ил.- (Роальд Даль. Фабрика сказок).
«Ей надоело вечно слушать про то, какая она дура и невежда, тем более она знала, что это совершенно несправедливо. Гнев в ней кипел, кипел, и в ту ночь, лежа в постели, она приняла решение. Матильда решила, что каждый раз, когда папа или мама с ней гнусно обойдутся, их надо будет проучить. Одна-другая победа даст какую-никакую возможность терпеть их глупость и не сойти с ума. А должен вам напомнить, что ей было всего пять лет, и в столь нежном возрасте не так-то легко бороться против всемогущества взрослых».Детство не всегда бывает безоблачным, особенно детство ребенка-вундеркинда в типичной семье обывателей с мещанскими взглядами на жизнь. Родители не всегда бывают любящими, понимающими и принимающими собственного ребенка таким, какой он есть. Именно об этом повесть «Матильда», вышедшая в свет в 1988 году. Она не раз удостаивалась почетных званий лучшей детской книги, в 1996 году режиссером Дэнни де Вито по ней был снят одноименный фильм. В России повесть не однократно переиздавали разные издательства, но в издательстве «Самокат» в 2013 году она впервые в России вышла с «родными» иллюстрациями Квентина Блейка, за которые тот в свое время получил премию Андерсена и в новом переводе Елены Суриц (Елены Александровны Богатыревой) – лауреата премии «Мастер» 2007 г.
Каста, С. Какого цвета Мистер Лис! / С. Каста ; пер. М. Конобеева ; худож. С. Гносспелиус.- М.: ИД КомпасГид, 2011.- 32 с.: ил.
Во время вечерней прогулки Мистер Лис увидел то, что никогда до этого не замечал. На его пути встречается чудесный голубой цветок, и по сравнению с ним Мистер Лис чувствует себя совершенно бесцветным.«Ночью Мистеру Лису приснилось, что он самый некрасивый зверь в лесу. Когда он вышел на вечернюю прогулку, все звери показывали на него пальцем и кричали: «Серый лис! Серый лис! Серый лис!» Бедный Лис проснулся среди ночи в поту.»
В попытке измениться он красит свою шерстку соком ягод, купается в грязи, укутывается в мох. Но однажды весенний дождик смывает с Лиса результаты его неудачных попыток стать другим, его настоящий цвет замечают дети, и Мистер Лис наконец может посмотреть на себя другими глазами! Можно пытаться изменить внешность, но кто-то обязательно заметит и полюбит тебя таким, какой ты есть, просто нужно научиться быть собой.
Клайва, Р. И не забывай гладить котенка : рассказ / Р. Клайва ; худож. И. Л. Бельсвик ; пер. О. Дробот. - 2-е изд. - М. : Самокат, 2010. - 62 с. : ил.
Обычная – не хорошая и не плохая - девочка Анна живет в обычной семье. У Анны уже есть две сестры – старшая и младшая. А теперь вот появляется ещё одна – и внимание всего дома переключается на неё. Анна чувствует себя покинутой. А тут ещё папа топит её котят. И тогда она вытворяет кучу всего, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание. А её называют гадкой и вредной. В отчаянии девочка ищет кого-то, кто бы её понял и принял. И находит…Книга получила самую престижную норвежскую премию – Союза критиков как лучшая детская книга и премию Министерства культуры Норвегии как лучшая книжка-картинка. В Норвегии книга уже несколько лет используется как учебное пособие для педагогов, преподающих в начальной школе. В России психологи, прочитавшие книгу, предложили ставить на подобные произведения знак «Полезно для жизни» - свидетельство одобрения специалистами, родителями и детьми. Книжка для детей и их родителей. Она позволяет вслух говорить о тех чувствах, выразить которые в реальности очень трудно: о любви, о ненависти, об одиночестве и о счастье быть услышанным. Книга оказывается своеобразным путём к диалогу поколений, к взаимопониманию.
Парр, М. Вафельное сердце / М. Парр ; пер. О. Дробот ; худож. С. Касьян. =- М. : Самокат, 2008.- 208 с. : ил. – (Лучшая новая книжка).
С девятилетними Трилле и Леной, жителями крохотной бухты Щепки-Матильды в Норвегии, как со всякими детьми, происходит много интересного. Настоящая верная дружба, осознание связи между поколениями и неизбежности потери – сухое перечисление не даст полного представления о тонкой, нежной и умной книге.«...если кому-то грустно оттого, что он скучает без кого-то, значит, он этого кого-то любит. А любовь к кому-то - это самое-самое прекрасное на свете чувство.»
Очень доброе и светлое произведение, которое дарит те чувства, которых так часто не хватает в повседневной жизни. Стиль повествования Марии Парр напоминает книги Астрид Линдгрен, что неоднократно отмечали критики ее творчества, что скорее является преимуществом молодой норвежской писательницы.
Управление своими эмоциями и управление собой
(самоменеджмент)
Управление собой – это способность использовать понимание (идентификацию) своих эмоций для регулирования собственных мыслей, эмоций и поведения. Эта способность включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий (или удерживать себя от преждевременных, разрушительных действий) в различных ситуациях для достижения личных, учебных или рабочих целей.
Высокое развитие этого навыка требует готовности переносить неопределённость, особенно при возникновении очень сильных эмоций, когда требуется время, чтобы понять свои мысли, чувства и выстроить адекватную последовательность действий. Также развитие этого навыка предполагает готовность откладывать удовлетворение своих сиюминутных потребностей для достижения более важных целей.
Развитое умение управлять собой – это навык, который позволяет справляться с жизненными трудностями с наименьшими потерями и достигать личного и профессионального успеха.
Наблюдая за развитием сюжета и анализируя действия литературных персонажей, читатель сможет оценить разные способы управления собой в различных жизненных ситуациях – как при обычных житейских трудностях, так и при трагических и очень сложных ситуациях, а также понять, какие способы совладания с эмоциями являются конструктивными, созидательными, а какие – разрушительными.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь, переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний, совладание с сильными эмоциями (гнев, ненависть, страх, горе), морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации, способы совладания с чувствами одиночества, брошенности, бессилия, отверженности.
Белсвик, Р. Простодурсен : зима от начала до конца / Р. Белсвик ; пер. с норвеж. О. Добот : худож. В. Помидор. – М. : Самокат, 2015. – 320 с. : ил.
В книгу вошли три из шести историй о чудаковато-обаятельных маленьких жителях Приречной страны, которым присущи все человеческие качества и чувства: быть слабым, заботливым, вредным, грустным. Жителей всего восемь, но какие говорящие имена - пекарь-поэт Ковригсен, певица Октава, ученый зануда Сдобсен, трудяга и вредина Пронырсен, «главный камнебульк» Простодурсен, мудрая птица Каменная куропатка, Утенок и Золотая рыбка! Их повседневная жизнь очень напоминает жизнь в Долине Мумии-Троллей Туве Янсон или в Солнечном городе Николая Носова – герои получают удовольствие от самых простых вещей - копания канавок и бульканья в речку круглых камешков, приготовления пудинга и марципановых коврижек. Главное – не унывать, не сдаваться и оставаться самим собой. Ольга Дробот за перевод книги норвежского писателя Руне Белсвика «Простодурсен. Зима от начала до конца» отмечена важной профессиональной премией «Мастер-2014» в номинации «Проза».
Блум, Д. Шейла Великолепная / Д. Блум ; пер. с англ. Д. Крупской ; [ил. Н. Суворовой]. – М. : Розовый жираф, 2014. - 152 с. : ил.
Главная героиня повести десятилетняя девочка Шейли Тубман. Она боится собак и пауков, темноты и призраков, но самое главное Шейли боится, что об это узнают другие. «Шейла Великолепная» — отличное лекарство от фобий и страхов. Джуди Блум — автор нескольких десятков книг для подростков и лауреат 90 литературных премий.
Доцук, Д. Домик над обрывом / Д. Доцук ; худож. О. Брезинская. - М. : КомпасГид, 2017. - 96 с. : ил.
Героиня повести – девочка Ксенчик лет восьми, силой воображения проживающая жизнь на краю света среди фей, великанов, заколдованных принцесс. Единственный друг – Мальчик, и тот – придуман. Девочка чувствует, чары злой колдуньи спадут с мамы, которой день ото дня всё хуже и хуже, как только папа вернётся из командировки. Примерно так, если читаешь глазами сверстника героини или читателя чуть старше. Но у книги двойная адресация: взрослый читатель увидит трагедию семьи: от девочки скрывают правду, не находя сил и слов сказать, что папа умер. И когда молчание прервано, чары спадают, жизнь ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Из издательской аннотации: «Магический реализм повести – терапевтического свойства».
Кромптон, Р. Этот Вильям! / Р. Кромптон ; пер. М. Арсеньева ; худож. В. Иванюк. - М. : Время, 2007. - 349 с. : ил.
В рассказах о Вильяме происходят забавные и трогательные ситуации. Вильям Браун одиннадцатилетней веселый, любопытный и находчивый мальчишка, который очень часто попадает в передряги. Его шалости, порой приносят пользу, но чаще всего досаждают взрослым.Автор точно передает восприятие мира ребенком, ведь его шалости вовсе и не шалости, он поступает так не со зла, а просто потому, что у него богатая фантазия и неуёмная энергия, из-за которой просто не успевает предугадать, чем все может обернуться.
Леблан, К. Как справиться с монстрами? / К. Леблан ; худож. Р. Гариг ; пер. А. Попова. - СПб. : Поляндрия-Принт, 2014. - 32 с. : ил.
У детей разного возраста страхи разные. Вообще каждый ребенок боится по-разному.Книга Катрин Леблан - профессионального детского психолога - помогает ребятам справится со своими страхами. А детские страхи - это монстры, огромные чудовища с громадными щупальцами. Автор рассказывает ребятам, чего бояться те или иные монстры и как с ними можно бороться. А самое главное средство от монстров - это смех. Марина Аромштам в своей статье об этой книге порекомендовала её на возраст НЕ РАНЕЕ 7 лет, т.к. "...Если читателю предлагают над страхами посмеяться, то он уже должен уметь это делать. У него уже должно быть развито чувство юмора. Он должен почувствовать зазор между наукообразностью и содержанием «исследования», должен оценить способность художника изображать неизображаемое".
Старк, У. Звезда по имени Аякс / У. Старк ; пер. М. Людковская ; худож. С. Вирсен. - М. : Открытый Мир, 2009. - 40 с. : ил. - (Из книг Оранжевой Коровы).
Они очень дружили - пёс и мальчик. Первое слово мальчика было «гав», а ходить он научился, держась за шерсть верного друга. Потом пёс Аякс и мальчик Юхан вместе играли, гуляли, радовались жизни. Мальчик рос, а пёс старел. Он всё больше спал, а однажды и вовсе не проснулся. «Он стал звездой», - сказала мама Юхану. И Юхан отправился на небо, чтоб вернуть своего лучшего друга. Но Вселенная остановила его: «Нельзя срывать звёзды с неба! Без них будет пусто и темно». Можно ли примириться с неизбежным, пережить смерть близких? Книга Ульфа Старка написана для того, чтоб родители и дети могли об этом поговорить. И о том, что время лечит, и о том, что тень звезды Аякс, которую дала мальчику Юхану Вселенная, однажды превратилась в живую и веселую собаку.
Социальная компетентность, социальные навыки
(идентификация и понимание эмоций других людей)
Понимание других людей – это способность правильно считывать эмоции окружающих и понимать, что с ними происходит в данный момент. От того, насколько развит навык социальной компетентности, зависит способность сочувствовать другим людям и понимать этические нормы поведения, способность взаимодействовать с людьми из разных социальных групп, разного происхождения и культуры.
Развитие этого навыка потребует времени, терпения и готовности принимать чувства и эмоции других людей, даже тогда, когда они полностью отличаются от наших. Для этого полезно наблюдать за другими людьми, не делая поспешных выводов об их эмоциональном состоянии и о причинах их поступков.
Развитое понимание других людей – это навык, который позволяет учитывать потребности других людей в процессе взаимодействия, видеть ситуацию с разных сторон, осознавать перспективы развития событий, адекватно воспринимать критику и находить пути к сотрудничеству в самых разных ситуациях.
Наблюдая за персонажами литературного произведения, читатель сможет понять, насколько различаются реакции непохожих людей на одну и ту же ситуацию, сможет соотнести себя с тем или иным персонажем, понять, на кого из героев он более всего похож. Через описания разных персонажей мы можем лучше понять и принять чувства и эмоции отличающихся от нас людей, увидим, к каким последствиям ведет ошибочное понимание другого человека или очень поспешные выводы.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: чем мы похожи и чем отличаемся; видение одной и той же ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; умение сочувствовать, радоваться за других, быть отзывчивым, морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации; переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний.
ДиКамилло, К. Удивительное путешествие кролика Эдварда : сказочная повесть / К. ДиКамилло ; пер. О. Варшавер ; худож. Б. Ибатуллин. - М. : Махаон, 2008. - 125 с. : ил.
Фарфоровый кролик Эдвард однажды путешествовал со своей хозяйкой, девочкой Абилин, и упал с борта океанского корабля. С этой минуты жизнь благополучной игрушки переменилась: Эдварду предстоят трудные и опасные приключения.А мы становимся свидетелями настоящего чуда: даже бесстрастная фарфоровая кукла может научиться любить и сострадать чужому горю.«Если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла…»
«Я хотела написать книгу о любви, о том, как открывать свое сердце снова и снова, даже когда знаешь, что оно будет разбито": сказала ДиКамилло.
Линдгрен, А. Мио, мой Мио! : сказочная повесть / А. Линдгрен ; худож. В. Аникин ; пер. И. П. Токмакова. - М. : Махаон, 2014. - 119 с. : ил.
«Мио, мой Мио!» - сказочная история о крепкой настоящей дружбе, история о мужестве и храбрости, о сострадании и внимании к близким. Это история про девятилетнего мальчика, которого воспитывали бездушные приемные родители, про его одиночество и мечты. Недаром сама писательница включила эту книгу в сборник сказок, которые нужно прочитать взрослым.Сказочная повесть впервые была опубликована в 1954 году. В 1956 году произведение получило престижную премию – Немецкий приз юношеской литературы.
Майорош, Н. Семья 3х1 / Н. Майорош ; пер. Т. Воронкина ; худож. А. Ивойлова. - М. : КомпасГид, 2014. - 78 с. : ил.
Как подружить ребенка с детьми мужа от первого или третьего брака? Как выстраивать отношения сводных детей, когда они живут порознь? Автор с юмором, совершенно по-детски, дает ответы на самые сложные вопросы.
Ребенку в семье может быть хорошо, несмотря на развод и новый брак родителей, сводные дети могут воспринимать друг друга, как членов одной большой семьи. Так получилось у 9-летней Бруни и ее братьев и сестер - Лизы и Дани, Мальца и Хуги. У ребят общий папа и три разных мамы. В самых сложных семейных отношениях помогают любовь и мудрость, даже без помощи «сихологов». Ведь папа – «это вам не какие-нибудь треники: вытянулись на коленках, сносились – можно выбросить и новыми обзавестись».
Олейников, А. Скажи мне «Здравствуй» / А. Олейников ; худож. Н. Яскина. – М. : Самокат, 2016. – 60 с.: ил.
«Наша истинная национальность – это человечество»
Герберт Уэллс
Издательство «Самокат», в содружестве с писателем Алексеем Олейниковым и художницей Наташей Яскиной, очень корректно попыталось рассказать маленькому читателю о причинах миграции людей из разных республик и стран в Москву. Вместе с мальчиком Васей читатели знакомятся с представителями различных культур и религий. Отдельными разворотами представлена информация о географическом положении страны, численности населения, религии, известных личностях, традициях, национальном блюде и национальных праздниках.
Тассиес, Х. А. Украденные имена / Хосе Антонио Тассиес ; пер. М. Кадетова ; ил автора.- М.: ИД КомпасГид, 2011.- 32 с.: ил.- (Открытый диалог).
Эта книга ― о жестокости в школе, точнее о жестокости детей по отношению к «не таким как все». Об одиночестве ребенка, который после уроков ждет, пока остальные разойдутся, который заранее уверен, что летающие по раздевалке брюки - его, который воспринимает школу как новый срок наказания. Ребенка, которого никогда не зовут по имени. Его зовут Зубрилой, потому что он внимательно слушает учителя, Трусом, потому что не дает сдачи. Говорят, что это его проблема, что он живет в своем собственном мире, что видит мир не так, как остальные.
Книжка-картинка написана и проиллюстрирована испанским художником Тассиесом, обладателем Большой премии Биеннале иллюстраторов в Братиславе. Она обращается к юному и взрослому читателю, призывая их не прятаться в удобстве безразличия. Но - главное - она дает надежду, что все изменится. Потому что обязательно найдется хоть один человек, способный вернуть украденное имя.
Эпплгейт, К. Айван, единственный и неповторимый / К. Эпплгейт ; [пер. с англ. Д. Орлов]. - М. : Картера Пресс, 2016. - 320 с. : ил. - ISBN 978-5-00074-046-0
История гориллы Айвана основана на реальных событиях. Рассказывая её, американская писательница Кэтрин Эпплгейт предлагает нам по-другому взглянуть на себя, на окружающий мир, подумать о том, что чувствуют соседствующие с нами животные. У всех героев повести – Айвана, слонихи Стеллы, слонёнка Руби, бродячего пса Боба – своя, чаще всего не очень приятная, история взаимоотношений с людьми. Но даже если ты – горилла, 27 лет прожившая в клетке в одиночестве, это не значит, что ты не можешь изменить свою жизнь и помочь своим друзьям. В 2013 г. повесть «Айван, единственный и неповторимый» была отмечена медалью Ньюбери – ежегодной американской литературной премией за выдающийся вклад в литературу для детей.
Навыки установления и поддержания взаимоотношений
(управление взаимоотношениями)
Управление взаимоотношениями задействует три предыдущих навыка: понимание себя, управление своими эмоциями и понимание других людей. Данный навык дает возможность распознавать свои эмоции, эмоции окружающих людей и использовать эти знания для взаимодействия. От его развития зависит способность человека устанавливать долгосрочные здоровые взаимоотношения с разными людьми и социальными группами; умение сотрудничать для достижения конструктивного, взаимовыгодного для всех сторон результата, умение вести переговоры и эффективно регулировать конфликты, не впадая при этом в крайности (например, агрессивные, неконструктивные действия или полное избегание решений).
Этот навык требует готовности слушать другого человека и наблюдать, вкладывать своё время и усилия для поддержания длительных взаимоотношений.
От того, насколько развит навык управления взаимоотношениями, зависит насколько здоровыми, поддерживающими, долгосрочными будут дружеские, семейные, рабочие и другие взаимоотношения человека.
Наблюдая за литературными персонажами, анализируя их реакции и поведение, следя за развитием сюжета книги, читатель сможет осознать, какие способы управления взаимоотношениями являются конструктивными, а какие приводят к разрушительным последствиям; сможет оценить и понять, какие отношения являются здоровыми и поддерживающими.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; умение быть отзывчивым; способы поведения в конфликтах; умение быть тактичным в отношениях, негативные последствия бестактности; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения; понимание и использование юмора и иронии; важность сотрудничества и умение сотрудничать.
Бауэр, Ю. Однажды мама ругалась / Ю. Бауэр; пер. с нем.; илл. автора.- М.: КомпасГид, 2012.- 36 с.: ил.- (Серия «КомпасKID»).
Когда мама кричит, пингвиненок разлетается на кусочки… Он бы и вообще исчез, потому что, если мама кричит, ясно, что она его не любит. Книжка «Однажды мама ругалась» очень маленькая и выглядит как совсем малышовая, но на самом деле книжка очень важна и пригодится не только младшим и средним школьникам, но и уставшим и задерганным родителям, которые срываются на детей, а потом мучаются и не знают, как извиниться. Потому что стоит маме извиниться – и пингвиненок снова цел!.. Ну, или почти цел.
Ютта Бауэр – лауреат Премии имени Х. К. Андерсена в качестве иллюстратора, 2010. О книге Ютты Бауэр и вербальной агрессии читайте статью Марины Аромштам на сайте «Папмамбук».
Мебс, Г. Воскресный ребенок / Г. Мебс ; пер. с нем. В. Комарова ; ил. Р. С. Бернер . – М. : Самокат, 2015. – 144 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). 6+
Воскресенье интернатские дети проводят в семьях, но Улле не везёт, её никто не забирает, и воскресенье она вынуждена проводить в интернате. Она мечтает, что у её будущей мамы будет большой дом с садом, бассейном и медвежьей шкурой перед камином. И вот, наконец, у Уллы появляется «воскресная мама». Только вот у неё нет дома с камином и вообще она ведёт себя странно…Поймут ли герои друг друга и появится ли в итоге новая семья?
В 1989 году в Германии по книге был снят фильм, где Гудрун Мёбс сама сыграла «воскресную маму» Уллы.
Нестлингер, К. Конрад - мальчик из консервной банки : повесть / К. Нестлингер ; пер. П. Френкель ; худож. В. Челак. - М. : Махаон, 2013. - 207 с. : ил. - (Веселая компания).
Это веселая история про госпожу Бартоллотти, весьма эксцентричную даму. «То она не подходила по времени года, то не соответствовала случаю, ради которого вещи надевались. То в оперу надевала джинсы, а шелковое платье к молочнице. То в кино шла в альпинистских штанах». Она совсем не умеет устраивать свой быт и не может упорядочить собственную жизнь. И вот однажды ей пришла таинственная посылка с фабрики. А в ней... очень послушный и воспитанный мальчик по имени Конрад, хорошо подготовленный к идеальной жизни.
Рихтер, Ю. Я всего лишь собака / Ю. Рихтер ; пер. с нем. О. Мяэотс; ил. Х. Мюллер. – М. : Карьера Пресс, 2014. – 32 с. : ил. 6+
Молодой пёс, венгерская овчарка по имени Антон, учится жить в человеческой семье, ладить со всеми домочадцами и даже с кошкой. При этом пёс постоянно вспоминает свою прежнюю, собачью жизнь и собачью семью: вольные поля Венгрии, бестолковых овец, которых надо пасти, старого мудрого пса - учителя и наставника «дядюшку Ференца».Автор книги Ютта Рихтер – один из самых известных современных детских писателей Германии. Её книги отмечены многими премиями и даже номинированы на премию Астрид Линдгрен, важнейшую награду в мире детской литературы.
Сепульведа, Л. Мама-кот : история одной чайки и кота, который научил её летать : роман для детей от 8 до 88 лет / Луис Сепульведа ; ил. Лины Дудайте ; [пер. с исп. Владимира Правосудова]. - СПб. : Азбука, 2016. - 101, [2] с. : ил.
Чилийский писатель, журналист, режиссер, политический деятель и один из известных активистов общества «Greenpeace» Луис Сепульведа в 1966 году написал удивительно трогательную историю про маленькую чайку и кота, ставшего ей приемной мамой. Сказка не только учит сопереживать, помогать друг другу в сложных жизненных ситуациях, но и затрагивает проблему загрязнения окружающей среды (чайка-мама погибает, попав в нефтяное пятно в море). На русском языке книга впервые выходила в издательстве «Азбука-классика» в 2006 году. Новое издание украшают яркие, фантастические иллюстрации литовской художницы и графика Лины Дудайте (1974 г.р.).
Соковенина, Е. Приключения П. Осликова, ребенка, который хотел как лучше / Е. Соковенина ; худож. О. Пташник.- М. : Самокат, 2016.- 208 с. : ил.- (Серия «Лучшая новая книжка»)
Восьмилетний Петя Осликов изо всех сил старается поступать правильно, но мама все время недовольна, она легко находит проблемы. Папа говорит, что у их мамы просто такой характер – громко взрывается, но быстро отходит. Поэтому во время их ссор П. Осликову, приходится поступать как человеку рассудительному и мудрому (хоть сам он так и не считает): он ждет, когда мама успокоится и сможет, наконец, услышать и его. Так и получается, что после каждой ссоры мама и Петя выходят немного другими - поумневшими, более уступчивыми. И это взаимное влияние друг на друга очень важно в их взаимоотношениях.
Ответственное принятие решений
Ответственное принятие решений означает способность принимать конструктивные решения, понимая при этом, что они влекут за собой различные последствия для себя самого и для других людей (конечно, полагаясь на жизненный опыт в рамках своего возраста). Данный навык опирается на все предыдущие навыки. Он включает в себя очень многое: понимание мотивов собственных действий, осознание собственных сильных и слабых сторон; понимание того, как эмоции влияют на свою собственную жизнь и жизнь других людей; понимание мотивов действий окружающих, осознание сходства и различия между людьми; умение учитывать разные точки зрения и разные интересы, адекватно принимать критику; умение сотрудничать для достижения результата.
Развитие этого навыка требует от нас готовности работать над собой, вкладывать своё время и усилия для выработки и поддержания соответствующих привычек.
Развитый навык ответственного принятия решений позволяет реалистично оценивать последствия собственных поступков и действовать во благо себе и другим людям как в текущей ситуации, так на перспективу.
Литературные произведения предоставляют бесценный материал для тренировки данного навыка. Читатель наблюдает жизнь героев книги за достаточно длительный промежуток времени. Он сможет увидеть и оценить созидательные и разрушительные последствия принятых или непринятых персонажами решений.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; видение ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; морально-нравственные дилеммы, сложные этические ситуации; умение сочувствовать; конфликты и поведение в конфликтах; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения людей; умение сотрудничать, просить и предлагать помощь в случае необходимости.
Анисимова, А. Однажды мы с Петькой… / А. Анисимова ; худож. Е. Казейкина. - СПб. : Детское время, 2016. - 48 с. : ил.
Тонко, психологически точно и при этом весело автор от лица героя-первоклассника сочиняет истории вроде бы из ничего: купили шары с гелием и выпустили их в небо, случайно забрели в школе в пустое пространство, на батуте кувыркались, увидели группу женщин, занимающихся скандинавской ходьбой. Но в воображении мальчишек: отпускали на волю привязанных коней, разговаривали с эхом, летали в космос и спасали Землю от вторжения инопланетян. Вместе похлюпали, почавкали грязью в соседних лужах и подумали: «Если мы так хорошо дружим лужами, то почему бы нам не дружить друг с другом?»
Бродский, И. А. Баллада о маленьком буксире : стихотворение / И. А. Бродский ; худож. И. Олейников. - СПб. : Азбука, 2011. - 31 с. : ил.
Редкое стихотворение Иосифа Бродского. Оно впервые было опубликовано в 1962 году.Баллада только на первый взгляд просто рассказ о жизни маленького буксира огромного порта. Детское стихотворение Бродского на самом деле недетская притча о жизни: предназначении и мечтах, о долге и ответственности.
Валь, М. «Васа» выходит в море! Корабль и его эпоха : факты, пробуждающие воображение / М. Валь, Стокгольмский музей корабля «Васа»: Б. Стапф, Л. Нюгордс, М. Дальхед ; худож. С. Нурдквист ; пер. со швед. Е. Чевкиной. - М. : Белая ворона, 2017.- 94 с. : ил.
«Васа» выходит в море!» — научно-популярная книга, которую придумал издатель Род Бенгтсон. Первая половина книги — повесть Матса Валя о нелегкой судьбе двух братьев-близнецов Эрика и Юхана, которые принимали участие в строительстве корабля. Что только не пережили мальчишки: чуму, голод, пожар. Что только не повидали: и жизнь каторжников, и жизнь сирот в Сиротском доме. Мальчишки выросли в одной семье, в одинаковых условиях, но они такие разные. Один жестокий и злопамятный, а другой доверчивый и отзывчивый.
Вторая часть книги – документальная, где приводятся факты о корабле и его эпохе, написана специалистами Музея корабля «Васа». Все иллюстрации к этой книге сделал Свен Нурдквист. Для этой работы, по его собственным словам, ему пришлось тщательно изучить не только корабль – изнутри и снаружи, а еще и саму жизнь Стокгольма XVII века.
Кургузов, О. Сказки Олега. Сказки об Олеге / О. Кургузов ; ред. О. Демидова, А. Кабанова ; худож. Е. Завалова. - М.: ИД Мещерякова, 2013. - 244 с. - ил.
Книга-перевёртыш: с одной стороны открыл – «Сказки Олега», с другой – «Сказки об Олеге». Это памятник, который поставили Олегу Кургузову его друзья писатели, придумавшие о нём сказки: весёлые, добрые, грустные, лукавые, поэтические, вспоминательные, философские, с озорством, без нравоучений, но с намёком и уроком. Главное, – авторские. Сборник открывает самая настоящая сказка от настоящего сказочника Сергея Седова «Ангел по имени Оле», а завершает воспоминания - «Несказка» Льва Яковлева.
В раздел «Сказки Олега» вошли главные тексты Олега Кургузова, объединённые в циклы: «Рассказы маленького мальчика», «Все сказки», «Корова Атлантида». Произведения Олега Кургузова адресованы в первую очередь детям, хотя, как и любую хорошую литературу, читать их можно в любом возрасте, а вот "Рассказы маленького мальчика", пожалуй, даже нужно иногда перелистывать взрослым. Именно за эти истории и «удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослым» в них писатель - единственный из российских авторов! - был награжден Международной литературной премией имени Януша Корчака.
Мурлева, Ж.-К. Дитя Океан / Ж.-К. Мурлева ; пер. Н. Шаховская. - М. Белая ворона, 2014. - 104 с.
Повесть-загадка от автора «Зимней битвы» и «Горя мёртвого короля». Почему шестеро сыновей, ведомые младшим, немым мальчиком Яном, вдруг ушли из дома, от родителей? Зачем они идут к океану? И как связана с этой загадкой сказка «Мальчик-с-Пальчик»? История рассказывается от лица разных персонажей, приобретая тем самым яркость и выразительность/
Симбирская, Ю. Здравствуй, Таня! : маленькая повесть / Ю. Симбирская; худож. С. Адалян. - М. : РОСМЭН, 2014. - 48 с. : ил. (Новая детская книга).
Повесть молодой писательницы и поэтессы Юлии Симбирской «Здравствуй, Таня!» стала призером IV литературного конкурса «Новая детская книга». Эта маленькая повесть из жизни двух подруг-третьеклассниц, живущих в одном доме. Главная героиня Таня Веткина, от лица которой ведется повествование, обычная девочка, занятая самыми обычными детскими делами. Но в голове у неё «разные мысли толпятся». В её душе живёт нежность, естественное приятие жизни, милосердие. Она умеет дружить, не любит, когда гадости делают из-за угла делают гадости и готова защищать своих друзей. История о настоящей дружбе и о первых расставаниях.