logotip      b1      dep

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст

 

Идентификация и понимание своих эмоций
(понимание себя, самосознание)

Самосознание – это способность точно воспринимать возникающие у нас эмоции и понимать, как они влияют на наше поведение, на способность определять собственные сильные и слабые стороны, осознавать свои ограничения. Высокое развитие этого навыка требует готовности быть честным с самим собой, умения переносить дискомфорт при проявлении негативных чувств.
Понимание себя – это основополагающий, фундаментальный навык эмоционального интеллекта. Если у человека есть самосознание, то намного легче развить и улучшить все остальные компоненты эмоционального интеллекта. Для этого очень полезно обратиться к художественной литературе.
Литературные персонажи являются зеркалом, в котором отражается огромный спектр человеческих эмоций. Через понимание героя книги человек может осознать всё многообразие эмоций, которые он испытывает, в том числе и очень сильные эмоциональные переживания, требующие большего внимания и времени для их осознания и переработки. Соотнося себя с литературными персонажами, легче переносить дискомфорт при столкновении с негативными или «неодобряемыми» в обществе чувствами.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают такие базовые эмоции как радость, гнев, страх, горе/печаль, удивление; а также социальные эмоции: обида, вина, стыд, зависть, ревность. Темы, отраженные в данной подборке: существование разных эмоций и разных настроений у человека, в том числе и противоречивых эмоций; влияние эмоций на жизнь и деятельность человека; переживания при конфликтных ситуациях, переживание при расставаниях и разрыве отношений.
 Я не тормоз

 

Дашевская, Н. С. Я не тормоз : [для среднего и старшего школьного возраста] / Н. С. Дашевская. - М. : Самокат, 2016. - 157 с. - (Встречное движение)

Название серии «Встречное движение» как нельзя лучше подходит новой книге Нины Дашевской «Я не тормоз» издательства «Самокат». Сбивчивый монолог тринадцатилетнего Игната, перемещающегося на роликах, самокате, скейте по Москве. Ему надо везде успеть. Но главное – он еще и думает, действует, анализирует, рифмует, рисует, читает. А еще мечтает научиться играть на трубе. Ему интересно все! Современный подросток. Темп жизни Игната подобен темпу жизни мегаполиса. Он не тормоз! Героя даже можно назвать гиперактивным. И не эгоист. Он одинок? И да, и нет. Вокруг немало людей – ровесников и страших. Есть еще и младший брат, мама – художник театра, есть одноклассники. Они просто другие, как бывают другие миры. Об этом будет время задуматься нашему герою.

Большая меховая папа 

 Драгунская, К. В. Большая Меховая Папа : рассказы, пьесы / К. В. Драгунская ; худож.Е. Н. Подколзин. - М. : Самокат, 2015. - 223 с. : ил. - (Для тех, кому за 10).

Очень честные истории, иногда грустные, иногда веселые. О взрослых, которые забыли, что сами были когда-то детьми. О детях, которые мудрее взрослых. О хулиганах и о первой любви.
«Если твои родители целыми днями рассказывают тебе, какими они были образцово-показательными детьми, не спеши думать, что ты гораздо хуже их, что ты какой-нибудь там неправильный. Ты лучше осторожно, постепенно порасспроси друзей своих родителей, с которыми они вместе росли. Своих дядей, тетей, бабушек и дедушек. Чтобы они рассказали, как на самом деле твои родители себя вели в детстве».А еще «детство надо просто как-то перетерпеть, вырасти, и наступит счастье».

nikolaj nazarkin izumrudnaya rybka palatnye rasskazy
 Назаркин, Н. Н. Изумрудная рыбка : палатные рассказы / Н. Н. Назаркин ; худож. Н. Петрова. - М. : Самокат, 2007. - 109 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Очень жизнеутверждающая книга о... неизлечимо больных детях. Треть своей жизни они проводят в больнице: капельницы, процедуры, иногда и реанимация. Но если вся твоя жизнь неразрывно связана с болезнью, то болезнь уже перестает быть поводом для печали. Но дети обладают удивительным, чудесным свойством принимать жизнь такой, как она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее.

 

Лети майский жук

 
 Нестлингер, К. Лети, майский жук! / К. Нестлингер ; пер. Э. Иванова ; худож. К. Макарова. - М. : Контакт-Культура, 2006. - 223 с. : ил.

Автобиографическая книга воспоминаний лауреата Международной премии Астрид Линдгрен - австрийской писательницы Кристины Нестлингер «Лети, майский жук!» вошла в ряд выдающихся произведений детской литературы конца XX века. Она повествует о последних неделях великой войны через призму впечатлений маленькой героини, в роли которой выступает автор. Необычайно ранняя весна 1945 года. Вена, придавленная фашистским сапогом. Смутное, тяжелое время. Но вот забрезжил свет. Близок конец войны, и ощущается связанная с ним пора надежд. Повесть, как и обычно у К. Нестлингер, стремительна. События сменяют друг друга с кинематографической быстротой. Они воспринимаются, переживаются, оцениваются девятилетней девочкой, за долгие годы привыкшей к войне, не знавшей ничего, кроме войны.

Тоня Глиммердал

Парр, М. Тоня Глиммердал / М. Парр ; пер. О. Дробот ; худож. О. Бухаров. - М. : Самокат, 2011. - 277 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Книга о дружбе 10-летней девочки, единственного ребенка в норвежской глухой деревушке, и старика Гунвальда. О том, что иногда дети оказываются намного мудрее взрослых.Совершенно случайно Тоня узнает, что у ее друга Гунвальда есть взрослая дочка. Гунвальд один воспитывал девочку до 12 лет, а потом ее увезла с собой мама. Отец и дочь не виделись почти 30 лет, и каждый из них был уверен в предательстве другого.

«-Почему ты не вернулась назад к Гунвальду? – спрашивает Тоня наконец.
Хейди долго молчит, прежде чем ответить.
- Гунвальд никогда не звал меня к себе, - говорит она.
Тоня тихо выпрямляется на диване и смотрит на Хейди большими распахнутыми глазами.
- Не звал?...
- Я звонила несколько раз, но трубку никто не брал… Гунвальд мне никогда не звонил. Ни разу. Я просто лишилась отца – и все.»

«- Почему ты никогда не звонил Хейди? – спрашивает Тоня.
- Я был очень зол на Анну Циммерман. Сперва она привезла мне Хейди и бросила ее на меня, даже меня не спросив. Хорошо. Я вырастил Хейди, я полюбил ее. Потом приехала Анна и увезла ее, снова меня не спросив. И Хейди поехала с ней. Она бросила меня!
На Гунвальде нет лица.
- Дети ни в чем не виноваты, - говорит Тоня безжалостно…- Если ты папа, то ты навсегда папа. Ты не можешь перестать быть папой потому, что случилось что-нибудь глупое или плохое!»

 

Управление своими эмоциями и управление собой
(самоменеджмент)

Управление собой – это способность использовать понимание (идентификацию) своих эмоций для регулирования собственных мыслей, эмоций и поведения. Эта способность включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий (или удерживать себя от преждевременных, разрушительных действий) в различных ситуациях для достижения личных, учебных или рабочих целей.
Высокое развитие этого навыка требует готовности переносить неопределённость, особенно при возникновении очень сильных эмоций, когда требуется время, чтобы понять свои мысли, чувства и выстроить адекватную последовательность действий. Также развитие этого навыка предполагает готовность откладывать удовлетворение своих сиюминутных потребностей для достижения более важных целей.
Развитое умение управлять собой – это навык, который позволяет справляться с жизненными трудностями с наименьшими потерями и достигать личного и профессионального успеха.
Наблюдая за развитием сюжета и анализируя действия литературных персонажей, читатель сможет оценить разные способы управления собой в различных жизненных ситуациях – как при обычных житейских трудностях, так и при трагических и очень сложных ситуациях, а также понять, какие способы совладания с эмоциями являются конструктивными, созидательными, а какие – разрушительными.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь, переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний, совладание с сильными эмоциями (гнев, ненависть, страх, горе), морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации, способы совладания с чувствами одиночества, брошенности, бессилия, отверженности.


dzhon bojn noj morsvod ubezhal

Бойн, Д. Ной Морсвод убежал / Д. Бойн ; худож. Д. Оливер ; пер. М. Немцов.- М. : Фантом Пресс, 2014.- 256 с. : ил.


Добрая и поучительная сказка о мальчике Ное, который сбегает из дома, не в силах справиться с очень сложной проблемой для его возраста - смертельная болезнь его мамы. Думал ли он о последствиях? Нет. Он просто хотел спрятаться от проблемы, которая его так пугала. Встреча с кукольником, рассказ этого мудрого человека, помогает Ною принять решение вернуться и посмотреть своим страхам в лицо!

 Джейн лиса и я

 

 Бритт, Ф. Джейн, лиса и я / Ф. Бритт , И. Арсено ; пер. М. Хачатуров ; худож. И. Арсено.- М.: Белая ворона, 2015. – 100 с.: ил.

Графический роман Фанни Брит рассказывает о девочке Элен, от которой отвернулись все школьные подруги. Мир сразу стал черно-белым. Серость вокруг, серость в душе и мыслях и только в любимой книге мир обретает краски. Это история о том, как легко поверить злым языкам. О том, что друзей можно найти там, где мы меньше всего этого ожидаем. О том, как остаться самой собой, как принять себя и полюбить такой, какая ты есть. Иллюстрации художницы Изабель Арсено передают самую суть повествования. Они позволяют прочувствовать, понять мир подростка, испытывающего комплексы по поводу своей внешности и не пользующегося популярностью в классе.

Открытый финал

Жвалевский, А. В. Открытый финал : повесть / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. Е. Двоскина.– М. : Время, 2016. – 256 с. : ил. – (Время – детство).

В чём секрет успеха у подростков повестей, которые пишут Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак? Точное попадание в читательский возраст, смелость обращения к острым социально-психологическим проблемам, динамика сюжета, оптимизм и, как правило, открытый финал. Новая повесть так и называется «Открытый финал». И это не литературоведческий термин, а терминология, имеющая отношение к конкурсу бальных танцев. Профессиональные танцы, как и профессиональный спорт – вещь жёсткая. Дети и подростки, попавшие в этот прекрасный, но жестокий мир, взрослеют раньше сверстников. Они знают, что такое боль, тренировки до седьмого пота, интриги, смена тренера, предательство, необъективное судейство, зависть. В повести есть всё это, а ещё малодушие, обманутые надежды и множество «скелетов в шкафах». У каждого участника драмы своя история, своя боль и своя правда. А финал – открытый. Лёгкие, ироничные, словно вальсирующие на паркете, зарисовки Евгении Двоскиной – словно дополнительный балл за артистизм.

Пусть он останется с нами
  Ибрагимбеков, М. М. Пусть он останется с нами / М. М. Ибрагимбеков ; худож. А. Амирова ; авт. послесл. И. Бернштейн. - М. : Теревинф, 2010. - 175 с. : ил. - (Книги для детей и взрослых).

Переиздание повестей Максуда Ибрагимбекова о школьниках конца семидесятых – начала восьмидесятых. Однако эта книга вне времени, потому что рассказывает она о настоящей дружбе, о соперничестве, о силе правды, чести, достоинстве, любви и о борьбе за жизнь - свою («За всё хорошее - смерть») или чужую, но ставшую близкой и дорогой, как своя («Пусть он останется с нами»). Современные подростки читают эти повести с тем же увлечение и восторгом, с каким читали их сверстники тридцать лет назад. Их захватывают сюжеты, характеры, честное и серьезное отношение автора к своим героям и читателям.

Девочки

 

Липатова, Е. Девочки / Е. Липатова ; худож. Е. Синьковская. - М. : Априори-Пресс, 2009. - 111 с. : цв. ил.

Так какая она – женская дружба? На этот вопрос столько же ответов, сколько есть на свете девчачьих-девичьих-женских дружб. Сердечные тайны, мечты, планы, взаимная помощь и скрытое соперничество, ревность, девчачья вредность, ежедневный выбор между своими интересами и интересами подруги – да, всё это бывает в жизни и всё это есть в книге Елены Липатовой. Но что ещё важнее, девочки переживают свои школьные разочарования не только в смысле «нервничают», но и в смысле «перерастают, взрослеют». У всех однажды наступает момент понимания главной соломоновой мудрости: всё проходит, пройдёт и это. В «Девочках» Липатовой этот момент прочувствован. И даже если он не утешит разочарованную в подруге и в жизни барышню, то, по крайнеё мере, даст надежду. Жизнь-то ещё не кончается.Диплом конкурса С. Михалкова «Лучшее художественное произведение для подростков» 2008г.

evgeniy rudashevskiy kuda uhodit kumutkan

kuda uhodit kumutkan38 Рудашевский, Е. Куда уходит кумуткан / Е. Рудашевский ; худож. П. Захаров. - М. : Компас Гид, 2016. - 224 с. : ил.

Поиск себя и своего «я» – одна из главных тем повести Евгения Рудашевского. Где подростки – это всегда целый мир, со своими закономерностями, ошибками и открытиями. Персонажи тесно взаимодействуют с природой и животным миром и это второй важный лейтмотив его произведения.В повести «Куда уходит кумуткан» судьба сводит трёх иркутских подростков с детёнышами нерпы.

 

Социальная компетентность, социальные навыки
(идентификация и понимание эмоций других людей)

Понимание других людей – это способность правильно считывать эмоции окружающих и понимать, что с ними происходит в данный момент. От того, насколько развит навык социальной компетентности, зависит способность сочувствовать другим людям и понимать этические нормы поведения, способность взаимодействовать с людьми из разных социальных групп, разного происхождения и культуры.
Развитие этого навыка потребует времени, терпения и готовности принимать чувства и эмоции других людей, даже тогда, когда они полностью отличаются от наших. Для этого полезно наблюдать за другими людьми, не делая поспешных выводов об их эмоциональном состоянии и о причинах их поступков.
Развитое понимание других людей – это навык, который позволяет учитывать потребности других людей в процессе взаимодействия, видеть ситуацию с разных сторон, осознавать перспективы развития событий, адекватно воспринимать критику и находить пути к сотрудничеству в самых разных ситуациях.
Наблюдая за персонажами литературного произведения, читатель сможет понять, насколько различаются реакции непохожих людей на одну и ту же ситуацию, сможет соотнести себя с тем или иным персонажем, понять, на кого из героев он более всего похож. Через описания разных персонажей мы можем лучше понять и принять чувства и эмоции отличающихся от нас людей, увидим, к каким последствиям ведет ошибочное понимание другого человека или очень поспешные выводы.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: чем мы похожи и чем отличаемся; видение одной и той же ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; умение сочувствовать, радоваться за других, быть отзывчивым, морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации; переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний.

Чудо
  Паласио, Р. Д. Чудо / Р. Д. Паласио ; пер. А. Красникова. - М. : Розовый жираф, 2013. - 429 с. - (Вот это книга!).

Главный герой книги – десятилетний мальчик Август Пулман. У него с рождения необычное, уродливое лицо. И вдобавок – целый комплекс врожденных заболеваний. Но за всеми этими аномалиями скрывается пытливый ум, доброта и огромное желание обрести друзей. Перед читателем книги пройдет целый год пятиклассника Алана, впервые, после домашнего обучения, переступившего порог настоящей школы. Этот год для Алана будет наполнен победами и поражениями, печалью и радостью, слезами и смехом. Книга «Чудо» держится в списке бестселлеров с того самого момента, как она вышла.

я не верю в монстров

 

Сашар, Л. Я не верю в монстров / Л. Сашар ; пер. Е. Канищева. - 2-е изд. - М. : Розовый жираф, 2015. - 228 с. - (Вот это книга!).

В психологии существует «теория изгоя»: в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят. Иногда ребенок-изгой, не зная как изменить такое отношение к себе, выбирает неадекватные способы поведения, тем самым, добиваясь внимания «со знаком минус» - становится объектом насмешек и травли со стороны одноклассников. Но самое главное - положение ребенка в классе напрямую зависит от того, как к нему относится взрослый: учитель, психолог, родитель. Именно об этом книга «Я не верю в монстров», которая в оригинале называется «There's a Boy in the Girls' Bathroom» - «В девчачьем туалете мальчишка». Книга, написанная в 1987 году, не потеряла актуальности и по сей день. На русском языке вышла впервые. Идеально подходит в качестве методического пособия для проблемных детей и их родителей, для учителей начальной школы и студентов-психологов.

Konstantin Sergienko Do svidaniya ovrag
  Сергиенко, К. К. До свидания, овраг / К. К. Сергиенко ; худож. А. Костин. - М. : ОГИ, 2002. - 95 с. : ил. - (Дети О. Г. И.). - (Книжки на вырост).

Трогательная, правдивая, веселая и очень грустная история, главные герои которой - бездомные собаки. Живут они в овраге и, несмотря на трудную (так и хочется сказать - собачью) жизнь, мечтают о счастье. Мечтают о хозяине и настоящем доме. Кому-то, увы, так и не повезет, а кто-то найдет себе друга.
«Люди делятся на детей и взрослых. Дети – это маленькие люди. Дети веселее и добрее. Взрослые бывают злые, но бывают и добрые. Мой Человек самый добрый. Когда-то и у Чёрного был свой Человек. Он держал его на цепи и бил. Когда деревню сломали, тот Человек сел в машину и уехал. Чёрный долго бежал за ним. Машина остановилась. Человек вышел и прогнал Чёрного. Но Чёрный снова побежал за машиной. Тогда Человек его ударил. Чёрный упал, а машина уехала. С тех пор Чёрный не любит людей.»

 Чудаки и Зануды

 Старк, У. Чудаки и зануды / У. Старк ; пер. О. Н. Мяэотс ; худож. А. А. Вронская. - 3-е изд. - М. : Самокат, 2013. - 158 с : ил. - (Лучшая новая книжка).

«Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но все вокруг исполнено глубокого смысла, нужно только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, – исподволь внушает автор.
Ульф Старк не боится откровенного разговора с читателем, не обходит самых трудных тем. «Мне кажется, грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость», – считает писатель. Несмотря на глубину поставленных вопросов, «Чудаки и зануды» – веселая, увлекательная книга, читающаяся на одном дыхании.» (Ольга Мяэотс).

 

Последний черный кот

Тривизас, Е. Последний черный кот / Е. Тривизас; пер. с греч. Т. Артюховой; худож.С. Уэст.- М.: Самокат, 2011.- 216 с.: ил.- (Лучшая новая книжка). (толерантность)

«Когда зарождается зло, оно распространяется как пожар… Зло вскармливает новое зло…»

Номинант на премию Андерсена 2006 года, греческий преподаватель криминологии и сравнительного уголовного права Евгениос Тривизас адаптировал для детей одну из множества историй об истреблении кошек, а если взять шире – о ксенофобии и несправедливости в целом, подав ее как увлекательный приключенческий детектив, повествование в котором ведется от лица кота. Черно-белые иллюстрации Стивена Уэста прибавляют рассказу таинственности и заставляют всерьез сопереживать главному герою – коту. Основная мысль этой сказки-притчи – «чей-то бредовый помысел может вновь обернуться всепоглощающим пожаром.»(Е. Тривизас)

взгляд кролика

 Хайтани, К. Взгляд кролика / К. Хайтани ; худож. Т. Хасегава ; пер. Е. Байбикова. - 2-е изд. - М. : Самокат, 2011. - 319 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Что мы знаем о мухах, кроме того, что они назойливо жужжат и разносят заразу?
Молодая учительница Котани-сэнсэй тоже ничего не знала о них, до тех пор, пока не познакомилась с первоклассником Тэцудзо – очень странным и необычным мальчиком, который дружил исключительно с мухами.
«У него же ни матери, ни отца. Никого нет, кто бы его любил, баловал… Котани-сэнсей, вы поймите, это же не его вина, что он мух стал растить… И мне искренне жаль, что мы с Тэцудзо доставили вам столько хлопот и забот. Вы уж извините. Но Тэцудзо тоже человек. И ему нужна простая человеческая дружба.»
Как сделать кого-то менее одиноким? Надо просто попытаться понять его. Чтобы понять своего ученика, Котани-сэнсэй тоже подружилась с мухами, а заодно научилась смотреть на привычные вещи по-новому. Ведь настоящий учитель не только учит своих учеников, но и учится у них сам!
Роман "Взгляд кролика" (1974) мгновенно завоевал любовь читателей всей Японии, выдержал множество переизданий (общим тиражом более двух миллионов экземпляров), был переведен на английский, широко известен в Великобритании, США и Канаде и был номинирован на медаль Ганса Христиана Андерсена.

 

Навыки установления и поддержания взаимоотношений
(управление взаимоотношениями)

Управление взаимоотношениями задействует три предыдущих навыка: понимание себя, управление своими эмоциями и понимание других людей. Данный навык дает возможность распознавать свои эмоции, эмоции окружающих людей и использовать эти знания для взаимодействия. От его развития зависит способность человека устанавливать долгосрочные здоровые взаимоотношения с разными людьми и социальными группами; умение сотрудничать для достижения конструктивного, взаимовыгодного для всех сторон результата, умение вести переговоры и эффективно регулировать конфликты, не впадая при этом в крайности (например, агрессивные, неконструктивные действия или полное избегание решений).
Этот навык требует готовности слушать другого человека и наблюдать, вкладывать своё время и усилия для поддержания длительных взаимоотношений.
От того, насколько развит навык управления взаимоотношениями, зависит насколько здоровыми, поддерживающими, долгосрочными будут дружеские, семейные, рабочие и другие взаимоотношения человека.
Наблюдая за литературными персонажами, анализируя их реакции и поведение, следя за развитием сюжета книги, читатель сможет осознать, какие способы управления взаимоотношениями являются конструктивными, а какие приводят к разрушительным последствиям; сможет оценить и понять, какие отношения являются здоровыми и поддерживающими.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; умение быть отзывчивым; способы поведения в конфликтах; умение быть тактичным в отношениях, негативные последствия бестактности; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения; понимание и использование юмора и иронии; важность сотрудничества и умение сотрудничать.

Дети стеклодува Грипе, М. Дети стеклодува / М. Грипе ; худож. В. Б. Попова ; пер. М. Людковская.- М.: Белая ворона/Albus Corvus, 2015.- 174 с.: ил.

Замечательная шведская писательница Мария Грипе написала сказку «Дети стеклодува» в 1964 году, однако она до сих пор очень современна, а ее персонажей легко представить вокруг нас. В семье увлечённого своей работой стеклодува двое маленьких детей – Клас и Клара. Их мать, София, устав от повседневных забот, однажды роняет неосторожные слова, которые, к несчастью, сбываются и дети исчезают… Сказка необыкновенно поэтична, в ней есть место волшебству и мудрости, раскрытым и нераскрытым тайнам, страданию и счастью.

Само собой и вообще

 Нестлингер, К. Само собой и вообще : роман / К. Нестлингер ; пер.В. Комарова ; худ.: З. Сурова, Ф. Суров. - М. : Самокат, 2008. - 191 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Пятнадцатилетняя Карли, тринадцатилетний Ани и даже малыш Шустрик понимают гораздо больше, чем взрослым хотелось бы думать. И даже могут помочь им с некоторыми проблемами.
При чтении всей семьей предполагается стойкий противоразводный эффект, что, к сожалению, пока не подтверждено статистически.

ketrin paterson stranstvie parka

 

  Паттерсон, К. Странствие Парка / пер. с англ. О. Антоновой. - М. : Центр Нарния, 2009. - 203 с. : ил. - (Тропа Пилигрима).

У героя повести «Странствие Парка» не все в порядке: его отец погиб во Вьетнаме, мать категорически ничего не рассказывает мальчику ни об отце, ни о его родственниках, так что Парк в конце концов решает предпринять собственное расследование.
Кэтрин Паттерсон, известная американская писательница, лауреат Золотой медали Ханса Кристиана Андерсена (1998) пишет о разном. Но о чем бы она ни писала, всегда все кончится хорошо: взаимопониманием, любовью и прощением.

 Собака пес

 Пеннак, Д. Собака Пес / Д. Пеннак ; пер. Н. Шаховская ; худож. Т. Кормер ; ред. Е. Киселева. - М. : Самокат, 2009. - 173 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

В этом мире, где несчастных собак постоянно подстерегают опасности : падающие холодильники, ревущие автомобили, ловцы бродячих животных и просто злые люди, выжить – уже большое дело. Но просто выжить – этого мало.
У каждой настоящей собаки есть в жизни главная цель. Маленький пес, герой этой книги, пройдет долгий путь от свалки под Ниццей до парижской квартиры, прежде чем достигнет этой цели – воспитать себе настоящего друга. Об этом – фантастическая и одновременно правдивая история, рассказанная французским писателем Даниэлем Пеннаком.

 Stark Umeesh li ty
 
Johanna Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? : повести / У. Старк ; пер. О. Мяэотс ; худож. Я. Хорева. - М. : Самокат, 2005. - 122 с. : ил. -
(Лучшая новая книжка)

Герои повести «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - мальчишки Берра, Ульф и дедушка Нильс. Берра позавидовал Ульфу, что у того есть дедушка, а у него нет. И тогда Ульф отводит Берру в дом престарелых, где они познакомились с дедушкой Нильсом. Так завязывается дружба между мальчишками и одиноким стариком. Эта грустная повесть с печальным концом о чистой и беззаветной дружбе, которой покорны все возрасты и которая никогда не возникает в жизни слишком поздно.

 Hajnrih Finn Ole Маулина Шмитт

 Хайнрих, Ф.-О. Удивительные приключения Маулины Шмит : часть 1. Моё разрушенное королевство / Ф.-О. Хайнрих ; худож. Р. Флигенрирг ; пер. В. Комарова. - М. : Самокат, 2017.- 176 с. : ил. - (Маулина Шмит)

У Маулины есть мама, дед и «Тот Человек», что когда-то был её папой. Было ещё целое королевство Мауляндия, но теперь оно в прошлом, и во всём виноват «Тот человек»! Но в чём на самом деле причина распада семьи? Страстно желающей вернуть своё королевство Маулине предстоит во многом разобраться. Повесть молодого немецкого писателя Финн-Оле Хайнриха затрагивает непростую, но очень важную тему: развод родителей глазами ребёнка. История получилась иногда грустная, иногда весёлая – такая же полосатая, как жизнь.
Колоритные иллюстрации в духе комикса к книге нарисовала художница Раун Флигенринг.

 

Ответственное принятие решений

Ответственное принятие решений означает способность принимать конструктивные решения, понимая при этом, что они влекут за собой различные последствия для себя самого и для других людей (конечно, полагаясь на жизненный опыт в рамках своего возраста). Данный навык опирается на все предыдущие навыки. Он включает в себя очень многое: понимание мотивов собственных действий, осознание собственных сильных и слабых сторон; понимание того, как эмоции влияют на свою собственную жизнь и жизнь других людей; понимание мотивов действий окружающих, осознание сходства и различия между людьми; умение учитывать разные точки зрения и разные интересы, адекватно принимать критику; умение сотрудничать для достижения результата.
Развитие этого навыка требует от нас готовности работать над собой, вкладывать своё время и усилия для выработки и поддержания соответствующих привычек.
Развитый навык ответственного принятия решений позволяет реалистично оценивать последствия собственных поступков и действовать во благо себе и другим людям как в текущей ситуации, так на перспективу.
Литературные произведения предоставляют бесценный материал для тренировки данного навыка. Читатель наблюдает жизнь героев книги за достаточно длительный промежуток времени. Он сможет увидеть и оценить созидательные и разрушительные последствия принятых или непринятых персонажами решений.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; видение ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; морально-нравственные дилеммы, сложные этические ситуации; умение сочувствовать; конфликты и поведение в конфликтах; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения людей; умение сотрудничать, просить и предлагать помощь в случае необходимости.

Подросток Ашим

  Басова, Е. В. Подросток Ашим / Е. Басова ; худож. К. Толстая. - СПб. : ГРИФ, 2016. - 240 с. : ил. - (Последний звонок)

Ашим – какое непривычное имя выбрала Евгения Басова своему герою. Проблемы межэтнических отношений? Отнюдь. Первая ловушка, в которую попадает читатель. Ашим – это ник главного героя – математически одарённого подростка из многодетной, нищей семьи. А вообще-то он Миша Прокопьев – новичок-восьмиклассник в элитном лицее, где создаёт школьный сайт и становится модератором форума, куда приходят и ученики и учителя. В виртуальном пространстве аутсайдер может оказаться неординарной личностью, поэтом Юджином. Туда может придти загадочная Майракпак. Форум становится полем битвы за честь и достоинство и одновременно очагом конфликта. (Кстати, просуществовал он, как неподцензурное место общения школы, недолго). Параллельно с виртуальными баталиями течёт реальная жизнь провинциального городка, где все про всех знают. Обсуждают. Осуждают. Евгения Басова не первый раз пишет о недетских проблемах, с которыми сталкиваются герои её книг: несостоятельные взрослые, чудовищное имущественное расслоение, перевёрнутые ценности и опрокинутые судьбы. Не менее интересен и сложен антипод главного героя Лёша Михайлов – шут, троечник, лузер. Впрочем, у каждого читателя при прочтении выстроятся свои приоритеты, высветятся свои проблемы. Чёрно-белые карандашные иллюстрации Кати Толстой подчёркивают не то что беспросветность, но жёсткость ситуации. Детство с его цветными снами кончилось, и теперь каждому – Мише, Кире, Лёше - предстоит принимать решения.

prosto kosmos boys frenk kottrell
  Бойс, Ф. Просто космос / Ф. Бойс ; пер. Н. Калошина.- М.: Розовый жираф, 2015.- 368 с.- (Вот это книга!)

Из-за высокого роста и развитого интеллекта 12-летнего Лиема всё время принимают за взрослого. А однажды он даже оказался… в космосе. Попутно вжившись в роль папы своей одноклассницы и выиграв звание самого лучшего папы у трёх настоящих пап.
Очень смешная и добрая повесть английского сценариста и автора книг для подростков Фрэнка Бойса не только о полёте на космическом корабле. Ещё – о том, как нелегко быть папой, отвечать за своего ребёнка и любить его. И о нашей планете, которая из космоса кажется такой хрупкой и беззащитной. Книга содержит интересные «бонусные материалы»: короткий рассказ о выходах человека в открытый космос, интервью с автором и т.д.

Девайсы и гаджеты

 

Лебедева, В. Девайсы и гаджеты : цикл рассказов / В. Лебедева ; худож. Н. Данилов. - М. : Премудрый Сверчок, 2015. - 160 с.: ил.

Хочешь привлечь внимание подростка к книжке – назови её «Девайсы и гаджеты». Можно назвать «ВКонтакте и Одноклассники» или «Твиттер и Инстаграм», но «Девайсы и гаджеты» предпочтительней: каждый второй читатель задумается: а в чём, собственно, разница?
Но для автора важно другое: «Когда я начинала писать книгу о подростках, я точно знала, что в ней не будет бедных, больных, сирот. Герои этой книги в основном живут в полных семьях (а если в неполных, то это не превращает их жизнь в катастрофу). Заняты они не конфликтами с родителями и учителями, а друг другом. И к концу текста каждый герой получает ровно то, чего хотел. Герои учатся общаться. Потому что по нашей жизни это, может быть, самое главное человеческое неумение». Рассказы объединены общими героями: одноклассники, их друзья, братья, сёстры, родители. И в конце концов все истории («Последний уровень», «Флешка», «Убить Била», «Сисадмин и “Наполеон”») собираются в книгу подобно паззлу.
Оформление художника Николая Данилова органично. Рисунки, выполненные в нереалистической манере, и фото-коллажи дополняют друг друга подобно реальному и виртуальному в жизни современного подростка.

Дающий
 Лоури, Л. Дающий / Л. Лоури ; пер. А. Шур. - М. : Розовый жираф, 2011. - 253 с.

Редкая книга, адресованная подросткам, вызывает такое количество споров, как «Дающий» американской писательницы Лоис Лоури. Диапазон мнений расходится от «запретить!!!» до «включить в школьную программу».
Идеальный мир, который выстроила Лоури, поначалу кажется очень правильным. В нем всё так хорошо продумано, все так вежливы, так предупредительны. Только вот вежливые и предупредительные люди, оказывается, не испытывают никаких чувств, не различают красок жизни. Да им и не нужно. Зачем, если вся жизнь расписана и продумана еще задолго до твоего рождения – и расписана идеально.
Только один человек в коммуне имеет право знать, что так было не всегда. Только один человек имеет право читать книги, хранить воспоминания и думать. Но только не делиться ни мыслями, ни воспоминаниями.

Gde net zimy
  Сабитова, Д. Р. Где нет зимы / Д. Р. Сабитова. - М. : Самокат, 2011. - 175 с. - (Встречное движение)

Пронзительная книга о большом несчастье, большой ответственности и большой надежде. Осиротевшие мальчик и девочка попадают в детский дом, и их, кажется, ждет незавидная судьба и разлука. Но мальчик принимает на себя ответственность за сестру, за сохранение маленькой семьи и за дом, свой собственный дом, куда герои обязательно вернуться. Это очень честная и очень добрая книга. В ней есть небольшое сказочное допущение, но кто сказал, что в реальной жизни сказкам не место? Это книга, которая заставляет задуматься о многом. Но главное – она дает веру в собственные силы.

Тоби Лолнесс 1 книга

 Фомбель, Т. Тоби Лолнесс. Кн.1 : На волосок от гибели : [для сред. и ст. шк. возраста] / Т. де Фомбель; пер. с фр. Е. Кожевниковой; [ил. Ф. Пласа].- М.: КомпасГид, 2013.- 312 с.

Тоби Лолнесс 2 книга                                                                                  

Фомбель, Т. Тоби Лолнесс. Кн. 2 : : [для сред. и ст. шк. возраста] / Т. де Фомбель ; пер. с фр. Е. Кожевниковой ; [ил. Ф. Пласа] .– М. : КомпасГид, 2014- 336с.

Экологическая фэнтези с острым социальным подтекстом. Первая из двух книг «Тоби Лолнесса» раскрывает читателю мир крошечных людей, которые живут на дереве. В центре сюжета семья Тоби Лолнесса. «Отец мальчика знаменитый ученый, был приверженцем идеи «генеалогического древа». Однажды профессор совершил важное открытие, которое неразрывно связано с жизнью Дерева, но отказался раскрыть секрет изобретения, потому что был уверен, что оно может привести к катастрофе. С этого момента семью Лолнессов - начинает преследовать, глава крупной добывающей и строительной корпорации Джо Мич понимая, что эти люди могут принести ему миллионы. Иллюстрации художника Франсуа Пласе делают мир Дерева удивительно реалистичным и украшают издание.

 

 

 

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2024
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту