logotip      b1      dep

Старший школьный возраст

 Старший школьный возраст

 

Идентификация и понимание своих эмоций
(понимание себя, самосознание)

Самосознание – это способность точно воспринимать возникающие у нас эмоции и понимать, как они влияют на наше поведение, на способность определять собственные сильные и слабые стороны, осознавать свои ограничения. Высокое развитие этого навыка требует готовности быть честным с самим собой, умения переносить дискомфорт при проявлении негативных чувств.
Понимание себя – это основополагающий, фундаментальный навык эмоционального интеллекта. Если у человека есть самосознание, то намного легче развить и улучшить все остальные компоненты эмоционального интеллекта. Для этого очень полезно обратиться к художественной литературе.
Литературные персонажи являются зеркалом, в котором отражается огромный спектр человеческих эмоций. Через понимание героя книги человек может осознать всё многообразие эмоций, которые он испытывает, в том числе и очень сильные эмоциональные переживания, требующие большего внимания и времени для их осознания и переработки. Соотнося себя с литературными персонажами, легче переносить дискомфорт при столкновении с негативными или «неодобряемыми» в обществе чувствами.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают такие базовые эмоции как радость, гнев, страх, горе/печаль, удивление; а также социальные эмоции: обида, вина, стыд, зависть, ревность. Темы, отраженные в данной подборке: существование разных эмоций и разных настроений у человека, в том числе и противоречивых эмоций; влияние эмоций на жизнь и деятельность человека; переживания при конфликтных ситуациях, переживание при расставаниях и разрыве отношений.

Через сто лет

 Веркин, Э. Через сто лет / Э. Веркин. - М. : Эксмо, 2014. - 416 с.

«Без души тело приходит в прах.»
Фантастическая повесть-пародия на популярные книги о вампирах, романтическая антиутопия для подростков с долей юмора и трагизма. В далеком будущем большая часть человечества в результате эпидемии перестала быть людьми. «Вупы» - полузомби-полувампиры стали жить бесконечно долго, но одновременно потеряли способность что-либо чувствовать. Они учатся имитировать обычные для человека эмоции - радость, разочарование, страх, любовь. Ведь если ты ничего не испытываешь, зачем вообще существуешь?

Голос

Доцук, Д. Голос / Д. Доцук. - М. Самокат, 2017. - 192 с. - (Встречное движение).

Трудно сказать, кто что вычитает в этой книге и как ответит для себя, почему её именно так назвала автор. Панические атаки и что с этим делать? Непонимание со стороны родителей и возможно ли что-то исправить? Террористические акты как реальное, глобальное зло и как с подобным опытом жить дальше? Чтение и общение со сверстниками вокруг текста – как способ вернуться к себе. Калининград (бывший Кёнигсберг) и эхо Второй мировой войны, историческая память поколений.Дарья Доцук – писатель, повесть – художественный вымысел. Дарья Доцук – журналист: в книге приводятся печальный мартиролог террористических актов с 2001 года по 2016 год, информация о трагедии в Пальмникене (Восточная Пруссия) с указанием источников информации, объяснение, что такое панические атаки и даже список книг, прочитанных на книжном клубе.

Два капитана Каверин, В. А. Два капитана : роман: в 2 т. / В. А. Каверин. - М. : Нигма, 2017. - 704 с.

Многогранный роман о противостоянии добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства. Основной девиз главного героя Саньки Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». «Бороться» - первая задача че­ловека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сде­лать мечту реальностью. А если будут новые трудно­сти, то «не сдаваться».

 

book chto k chemu

Фролов, В. Что к чему / В. Фролов ; худож. А. Десницкая.- М. : Самокат, 2012.- 152 с. : ил.

«Ты пока еще не можешь понять, что к чему. Вот вырастешь – поймешь».
Но ему нужно понять сейчас. Тот, кому 14, 15, 16, всё видит, слышит и чувствует. И хочет сейчас знать, что случилось с его семьей, куда делась мама, как ему жить дальше. Он не может ждать, пока взрослые сочтут, что он уже понимает, «что к чему»… Вадим Фролов очень внимательно и деликатно «наблюдает» за переживаниями и рассуждениями подростка, оказавшегося в одиночестве в момент входа во взрослый, противоречивый мир, где есть место всему – от любви до предательства.Неоспоримое достоинство книги – литературный русский язык. Её можно читать, просто слушая музыку языка, удивляясь точному подбору слов и красоте словосочетаний.Повесть была удостоена Почетного Диплома Ассоциации изучения ребенка (США, 1968) и других престижных международных премий. Американские критики позиционируют Вадима Фролова как «русского Селинджера». В Японии повесть «Что к чему…» до сих пор включена в программы обязательного внеклассного чтения. По книге в 1968 году был снят фильм «Мужской разговор», в главной роли с Василием Шукшиным. Фильм, получивший приз — «Серебрянного льва» на Веницианском кинофестивале.

8744275 Belaya loshad gore ne moe

Соломко, Н. Белая лошадь – горе не моё / Н. Соломко. - М. : Энас-Книга, 2014. - 208 с. : ил. - (Куда уходит детство).

Кто-то торопится поскорее расстаться со школой, а кто-то - намеренно возвращается в нее после пединститута. Саня, молодой учитель географии, больше похожий на девятиклассника, чем на учителя, еще верит, что старая присказка: "Белая лошадь - горе не мое", - убережет от беды. Максималист по натуре, он вместе со своим шестым "Б" ищет справедливости, страдает, задается серьезными вопросами, разочаровывается, влюбляется - и продолжает учиться вместе с ребятами. Учиться жизни… «Взрослые - как дети. Разные. И так же, как дети, беззащитны. И так же мечтают, обижаются, плачут... Ведь взрослые - это выросшие дети. А дети - будущие взрослые. И жить им надо, взявшись за руки...»

 


Управление своими эмоциями и управление собой
(самоменеджмент)

Управление собой – это способность использовать понимание (идентификацию) своих эмоций для регулирования собственных мыслей, эмоций и поведения. Эта способность включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий (или удерживать себя от преждевременных, разрушительных действий) в различных ситуациях для достижения личных, учебных или рабочих целей.
Высокое развитие этого навыка требует готовности переносить неопределённость, особенно при возникновении очень сильных эмоций, когда требуется время, чтобы понять свои мысли, чувства и выстроить адекватную последовательность действий. Также развитие этого навыка предполагает готовность откладывать удовлетворение своих сиюминутных потребностей для достижения более важных целей.
Развитое умение управлять собой – это навык, который позволяет справляться с жизненными трудностями с наименьшими потерями и достигать личного и профессионального успеха.
Наблюдая за развитием сюжета и анализируя действия литературных персонажей, читатель сможет оценить разные способы управления собой в различных жизненных ситуациях – как при обычных житейских трудностях, так и при трагических и очень сложных ситуациях, а также понять, какие способы совладания с эмоциями являются конструктивными, созидательными, а какие – разрушительными.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь, переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний, совладание с сильными эмоциями (гнев, ненависть, страх, горе), морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации, способы совладания с чувствами одиночества, брошенности, бессилия, отверженности.
Ты идешь по ковру

Ботева, М. Ты идёшь по ковру : две повести / М. Ботева ; худож. Д. Мартынова. - М. :КомпасГид, 2016. - 168 с. : ил.

«Я иду по ковру, ты идёшь…». Вспомнилась игра «тыидёшьпокаврёшь»? Героини первой повести (по ней названа книга) – две подруги-шестиклассницы Олька и Маринка из небольшого ПГС (посёлка городского типа) до изнеможения играют в эту незатейливую игру. А ещё бессмысленно (с точки зрения взрослого) проводят каникулы. Но происходит сшибка: что-то ломается в отношениях. Повествование идёт то от лица одной, то от лица другой девочки. Обе переживают, новые ощущения. Героини просто взрослеют, а одна не хочет с этим мириться. «Несколько кадров для дедушки» – повесть взросления со всеми переживаниями и конфликтами с миром взрослых и просто с окружающим миром. Автор пишет о провинции, действие повестей происходит в Кировской области. Время действия – наши дни, а точнее, – слом, когда безденежье, растерянные взрослые, не вполне понятные перспективы. Но есть маячки, которые тебе расставляет судьба: нелепый, маленький, больной щенок; старый дедушка – «обуза семьи», профессиональный совет перед соревнованиями отца – бывшего скалолаза, итээровца, а ныне опустившегося безработного. И ты не озлобляешься, а понимаешь, что мир гораздо сложнее, и принимаешь его.

Голос

  Доцук, Д. Голос / Д. Доцук. - М. Самокат, 2017. - 192 с. - (Встречное движение).

Мир десятиклассницы Саши перевернулся во время привычной поездки в метро, когда все ее мысли были о тесте по физике. В соседнем вагоне другая девушка, террористка-смертница, активировала бомбу. И с этого момента жизнь изменилась. У Саши начались панические атаки: в глазах темнеет, сердце готово разорваться, желудок скручивает. Она боится выйти из дома, перестает есть и почти ни с кем не общается. Да еще полное непонимание со стороны взрослых. И никому из них Саша не может объяснить, что "как раньше" уже не будет. Панические атаки и что с этим делать? Непонимание со стороны родителей и возможно ли что-то исправить? Террористические акты как реальное, глобальное зло и как с подобным опытом жить дальше? Чтение и общение со сверстниками в литературном клубе – возможно это именно то, что нужно Саше - здесь ее не судят и не жалеют, а просто принимают такой какая она есть. И помогая другим она помогает и себе.

52февраля
 Жвалевский, А. 52-февраля: повесть / А. Жвалевский; Е. Пастернак. – М.: Время, 2014. – 128 с.: ил. – (Серия «Время – детство!»)

Для разговора на «трудную» тему с подростком всегда нужен настоящий предлог. Метель и сугробы, парализовавшие город – отличные условия для общения отцов и детей. Романтические истории юности мамы и папы Тёмки и Динки неожиданно оказываются тесно связанными с их собственной романтической встречей. В лёгкой и ненавязчивой форме в повести поднимается «неудобный» вопрос первых интимных отношений юноши и девушки.

Мой друг Роллинзон
 Кьюл, У. Э. Мой друг Роллинзон / У. Э. Кьюл ; пер. с англ., лит. обработка А Лифшиц ; худож. А. Масейкина. – М .: ЭНАС – КНИГА, 2016. – 296 с. : ил. – (Мировая книжка).

Начало ХХ века, Великобритания, частная школа для мальчиков. 15-летние Гарри Браун Примус и Филипп Роллинзон – не разлей вода. Не беда, что один из них из состоятельной семьи, а другой беден и принят на бесплатное обучение. Разлад начался с недоразумения, недомолвок, нежелания лезть к другу с расспросами. Ведь это Британия, где пылкие излияния заменяет чуть приподнятая бровь. Гарри совершает низкий поступок, но вовремя это осознает (а мы становимся свидетелем его самых тонких душевных переживаний). Английская сдержанность и горячая готовность все исправить составляют причудливый букет, который держит в напряжении до самого финала. Книга, прожившая целый век, удивительно современна – как современны все человеческие чувства.

Беда

 Шмидт, Г. Беда / Г. Шмидт; [пер. с англ. В. Бабков] . – М. : Розовый жираф : 4-я улица, 2014. – 248 с.

Сложно быть готовым к приходу беды, особенно если она приходит в дом счастливой американской семьи: папа, мама, трое детей-спортсменов, учащихся элитных школ. Беда в лице подростка-беженца из Камбоджи, одноклассника старшего сына и одновременно виновника его смерти. Как младшему сыну, четырнадцатилетнему Генри, справиться c ненавистью и злостью, почему он отправляется на гору Катадин, самую высокую в штате Мэн, и какую роль во всей этой истории играет собака Чернуха?Лаконичное название и почти детективный сюжет новой книги-трагедии американского писателя Гэри Шмидта не оставит равнодушным ни подростков, ни взрослых. Расовые и культурные предрассудки, проблемы мигрантов, проблемы современных Ромео и Джульетты – это только часть сюжета.

Дикая собака Динго

Фраерман, Р. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви / Р. Фраерман ; худож. И. Пчелко.- М. : Энас - Книга, 2015.- 208 с. : ил. – (Куда уходит детство).

Главная героиня - девочка Таня, которая всю свою обиду и ненависть за ушедшего от них отца вымещает на его приёмного сына Колю, но потом вдруг понимает, что влюбилась в него. "Дикая собака Динго, или повесть о первой любви" - это история первой любви, светлой и чистой, и в тоже время горькой, с обидами и разочарованиями. Эта повесть давно вошла в золотой фонд советской детской литературы.

 

 Социальная компетентность, социальные навыки
(идентификация и понимание эмоций других людей)

Понимание других людей – это способность правильно считывать эмоции окружающих и понимать, что с ними происходит в данный момент. От того, насколько развит навык социальной компетентности, зависит способность сочувствовать другим людям и понимать этические нормы поведения, способность взаимодействовать с людьми из разных социальных групп, разного происхождения и культуры.
Развитие этого навыка потребует времени, терпения и готовности принимать чувства и эмоции других людей, даже тогда, когда они полностью отличаются от наших. Для этого полезно наблюдать за другими людьми, не делая поспешных выводов об их эмоциональном состоянии и о причинах их поступков.
Развитое понимание других людей – это навык, который позволяет учитывать потребности других людей в процессе взаимодействия, видеть ситуацию с разных сторон, осознавать перспективы развития событий, адекватно воспринимать критику и находить пути к сотрудничеству в самых разных ситуациях.
Наблюдая за персонажами литературного произведения, читатель сможет понять, насколько различаются реакции непохожих людей на одну и ту же ситуацию, сможет соотнести себя с тем или иным персонажем, понять, на кого из героев он более всего похож. Через описания разных персонажей мы можем лучше понять и принять чувства и эмоции отличающихся от нас людей, увидим, к каким последствиям ведет ошибочное понимание другого человека или очень поспешные выводы.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: чем мы похожи и чем отличаемся; видение одной и той же ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; умение сочувствовать, радоваться за других, быть отзывчивым, морально-нравственные дилеммы и сложные этические ситуации; переживания конфликтных ситуаций и поведение в конфликтах, проживание ситуаций разрыва отношений и расставаний.

Хранилище ужасных слов
Барсело, Э. Хранилище ужасных слов / Э. Барсело ; пер. Е. Толстая.- М.: КомпасГид, 2012.- 104 с.- (Поколение www).

«Самые грубые, злые слова мы говорим самым близким и любимым людям, в порыве…»
Сказочная история, где переплетается реальность и выдуманный мир. Родители двенадцатилетней Тальи на стадии развода. Старшему брату «тошно дома» и он все свободное время проводит с друзьями, а девочка от обиды и невозможности что-то изменить, говорит маме, что не любит ее. У двадцатилетнего Пабло похожая ситуация. У родителей после развода новые семьи, девушка выбирает другого и Пабло ссорится с лучшим другом.Герои попадают в мистическое Хранилище ужасных слов (в реальном времени - в больнице, в коме после аварии). В хранилище они должны научиться не причинять боль близким людям, ценить их и говорить только то, что действительно хотят сказать.

Чучело
 Железников, В. К. Чучело : повесть / В. К. Железников ; худож. Е. Муратова. - М. : АСТ, 2016. - 223 с. : ил. - (Классика для школьников).

Повесть «Чучело» Владимира Железнякова посвящена порой жестокой реальности школьной жизни.
Главная героиня Лена Бессольцева новенькая в классе. 6 «Б» класс обычный класс, со своими лидерами, первыми красавицами и задаваками. Лена среди них очень выделяется и выглядит, и ведет себя не так как все. Она добрая, наивная, доверчивая и главное преданная девочка. Она искренне верит, что за добро платят добром. Лене придется пройти много моральных испытаний, прежде чем она и ее дедушка решатся уехать из маленького городка навсегда, А одноклассники поймут, что были жестоки и не правы.

Сканеры
 Зоннтаг, Р. М. Сканеры : роман / Р. М. Зоннтаг ; пер. Т. Зборовская. - М. : КомпасГид, 2013. - 191 с.

Антиутопия. Цифровая реальность. «Литературные агенты», разыскивающие последние печатные книги для сканирования и уничтожения. Сдашь книжку на сканирование – получишь вознаграждение. Читатели – вымирающая категория населения. Главное в этом мире – мобильное обладание информацией, а это противоречит бумажным носителям…
Что такое дружба, что такое любовь, семья? В цифровом мире…

ulf stark pust tancuyut belye medvedi

Старк, У. Пусть танцуют белые медведи : повесть / У. Старк ; худ. А. Вронская ; пер. О. Н. Мяэотс. - М. : Самокат, 2008. - 175 с. : ил. - (Лучшая новая книжка). (любовь, толерантность, одиночество, преданность)

Хорошая, честная, глубокая – как их умеет делать Ульф Старк – книга про взросление и про детско-родительские отношения. Все события мы переживаем вместе с не слишком примерным подростком Ласе: его отношение к школе и к происходящему в семье, его попытки «вписаться» в новую жизнь, которая наступает, когда родители разводятся. Вместе с ним примеряем итальянские ботинки, вместе с ним стоим на пороге «успеха» и – взахлеб! – радуемся, когда между успехом и отцом он выбирает отца – по-медвежьи неуклюжего и такого же одинокого. Ведь никакой успех не заменит священного медвежьего братства, только не многим дано это понять – особенно в начале пути.

Правда или последствия

Тор, А. Правда или последствия / А. Тор ; пер. И. В. Матыцина ; худож. Т. Кормер. - М. : Самокат, 2011. - 149 с. - (Встречное движение).

«Правда или последствия» - это игра. «Правда» - и ты должен правдиво ответить на любой вопрос, который тебе сейчас зададут. «Последствия» - своеобразный штраф за отказ отвечать. Как при игре в фанты. Безобидно? Только для тех, кто не стал в классе объектом травли, страшилищем, оттеняющим красоту и непосредственность самых популярных девочек.
Книга Анники Тор – об ошибках. Об ошибках, которые совершают взрослые, даже те, кто очень любит своих детей. И об ошибках, которые совершают сами дети, стремясь не оказаться изгоем.
Это отличная повесть, которая в нужный момент говорит о самом важном, о самом больном. И может быть, она удержит некоторых девочек от ошибок с тяжелыми далеко идущими последствиями. И некоторых родителей – тоже.

Седьмая симфония

Цинберг, Т. Седьмая симфония / Т. Цинберг ; худож. Е. Жуковская.- СПб.: Речь, 2015.- 144 с.: ил.- (Вот как это было).

Книга о дружбе и предательстве, о любви и самопожертвовании, о большом подвиге маленького человека. Очень реалистичная история четырнадцатилетней девочки Кати и почти 3-летнего малыша. Что помогло им выжить в блокадном Ленинграде?
Первое издание книги 1964 года выходило без иллюстраций. В новом издании - черно-белые иллюстрации талантливой питерской художницы Елены Жуковской удивительно точно передают атмосферу книги.
В 1966 году на экранах появился фильм режиссера Н.Лебедева «Зимнее утро», снятый по мотивам книги. В1969 году на Втором Московском кинофестивале фильм получил приз «За самый добрый фильм»

 


Навыки установления и поддержания взаимоотношений
(управление взаимоотношениями)

Управление взаимоотношениями задействует три предыдущих навыка: понимание себя, управление своими эмоциями и понимание других людей. Данный навык дает возможность распознавать свои эмоции, эмоции окружающих людей и использовать эти знания для взаимодействия. От его развития зависит способность человека устанавливать долгосрочные здоровые взаимоотношения с разными людьми и социальными группами; умение сотрудничать для достижения конструктивного, взаимовыгодного для всех сторон результата, умение вести переговоры и эффективно регулировать конфликты, не впадая при этом в крайности (например, агрессивные, неконструктивные действия или полное избегание решений).
Этот навык требует готовности слушать другого человека и наблюдать, вкладывать своё время и усилия для поддержания длительных взаимоотношений.
От того, насколько развит навык управления взаимоотношениями, зависит насколько здоровыми, поддерживающими, долгосрочными будут дружеские, семейные, рабочие и другие взаимоотношения человека.
Наблюдая за литературными персонажами, анализируя их реакции и поведение, следя за развитием сюжета книги, читатель сможет осознать, какие способы управления взаимоотношениями являются конструктивными, а какие приводят к разрушительным последствиям; сможет оценить и понять, какие отношения являются здоровыми и поддерживающими.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; умение быть отзывчивым; способы поведения в конфликтах; умение быть тактичным в отношениях, негативные последствия бестактности; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения; понимание и использование юмора и иронии; важность сотрудничества и умение сотрудничать.

Грибной дождь для героя

  Вильке, Д. В. Грибной дождь для героя / Д. В. Вильке ; худож. Д, Горелышев. - М. : Самокат, 2011. - 199 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

Переводчик, преподаватель русского языка и писатель Дарья Вильке живет в Вене, работает в институте славистики Венского университета. В 2011 году ее рассказ «Тысяча лиц тишины» вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации малая проза.
В новом сборнике рассказов Дарья Вильке становится летописцем неумелого и впечатлительного детского сердечка, собирающего чувства на каникулах в деревне, как грибы в лесу. Сквозь тонкую кальку летних образов писательница прочерчивает то важное, что случается с каждым ребенком во время каникул, - внезапное взросление. Тихо и спокойно, без надрыва или фальши она наблюдает за подрастающим человеком, когда неожиданно вступает в силу еще неизвестные ему толком слова – «человечность» и «выбор» - и оставляют зарубки в его душе, как ссадины на коленках.

golding povelitel muh


 Голдинг, У. Повелитель мух / У. Голдинг ; пер. Е. Суриц ; худож.: А. А. Чукавин, И. А. Чукавина. - М. : АСТ ; М. : Астрель ; М. : АСТ Москва, 2009. - 255 с. : ил.

«Повелитель мух» - шедевр мировой литературы. Действие романа происходит во время войны. Группу мальчишек эвакуируют на самолете неизвестно откуда и неизвестно куда. Но самолет подбит. Все дети спаслись, все взрослые погибли. Ребята оказались на необитаемом острове и первоначально все хорошо: одни ребята во главе с Ральфом занимаются строительством шалашей, в которых они могут ночевать и пережидать непогоду, а также следят за костром на горе, в надежде, что его увидят взрослые и их спасут. А другая группа во главе с Джеком охотятся и добывают мясо.
Но с течением времени между мальчишками, у которых нет жизненного опыта, твердых убеждений или веры, разворачивается жестокая борьба за лидерство. Книга о потайных уголках человеческой души и желании власти.

 Глаз волка

 Пеннак, Д. Глаз волка / Д. Пеннак; Пер. Н. Шаховская, Худ. Т. Кормер. - М. : Самокат, 2010. - 95 с. : ил. - (Лучшая новая книжка).

В парижском зоопарке происходят невероятные события: одноглазый полярный Волк и маленький мальчик Африка, обладающий удивительным даром рассказчика, находят общий язык и делятся друг с другом историями, одна удивительнее другой. Оставаясь по разные стороны решетки зоопарка, Волк и мальчик сломают клетку недоверия и подозрительности – клетку, в которой может оказаться каждый и из которой поодиночке не выбраться.
Поразительная по глубине современная повесть о дружбе – одна из любимых современных книг детей Европы – прекрасное начало для разговора о том, как огромен и в то же время мал и хрупок мир, который нас окружает. О том, как бережно нужно относиться к внутреннему миру каждого, кого встречаешь на своем пути.

Ворон

Рудашевский, Е. Ворон / Е. Рудашевский ; худож. П. Захаров. - М. : Компас Гид, 2017. - 176 с. : ил.

Поиск себя и своего «я» – одна из главных тем повести Евгения Рудашевского. В его книге «Ворон» 14-летний Дима оказывается в тайге один на один с жестокой правдой: охота – это не развлечение, не то геройство, которым он представлял её раньше. Сложный поиск своего места среди живых существ нашей планеты – тот спасительный путь, которым проходит персонаж повести.

 Ямы

Сашар, Л. Ямы : роман / Л. Сашар ; пер. Т. Иванова ; худож. И. Шур. - М. : Розовый жираф, 2011. - 277 с. : ил. - (Вот это книга!).

Главный герой романа «Ямы» неловкий, упитанный подросток из бедной семьи Стенли Илнетс, несправедливо обвиненный в краже и вынужденный выбирать между тюрьмой и лагерем «Зелёное озеро». Он выбирает «Зёлёное озеро», но оно вовсе не зелёное, да и озера там лет 100 нет. Он попадает в пустыню, где его основной работой станет рытьё ям и выживание под гнётом надзирателей. «Ямы» - это роман, в котором современность тесно переплетена с событиями столетней давности. А любовь, предательство, страх и надежда оказываются теми нитями, которые надежно связывают судьбы разных поколений.

kadzumi yumoto druzya

Юмото, К. Друзья / К. Юмото; пер. с япон. Е. Байбиковой.- М.: КомпасГид, 2012.- 200 с.- (Поколение www).

Все начинается с похорон. У одного из трех мальчишек-друзей умирает бабушка, которую он совсем не помнит. Что же «происходит с человеком после смерти? Он исчезает или становится оборотнем или призраком?» Обычное детское любопытство приводит ребят к дому одинокого старика, чтобы опытным путем найти ответы на интересующие их вопросы. «Соседка сказала, что дед этот того и гляди помрет», но старик замечает слежку и совсем не собирается умирать. Он словно набирается сил от оказанного ему внимания. Роман смешной и печальный одновременно.

 

 Ответственное принятие решений

Ответственное принятие решений означает способность принимать конструктивные решения, понимая при этом, что они влекут за собой различные последствия для себя самого и для других людей (конечно, полагаясь на жизненный опыт в рамках своего возраста). Данный навык опирается на все предыдущие навыки. Он включает в себя очень многое: понимание мотивов собственных действий, осознание собственных сильных и слабых сторон; понимание того, как эмоции влияют на свою собственную жизнь и жизнь других людей; понимание мотивов действий окружающих, осознание сходства и различия между людьми; умение учитывать разные точки зрения и разные интересы, адекватно принимать критику; умение сотрудничать для достижения результата.
Развитие этого навыка требует от нас готовности работать над собой, вкладывать своё время и усилия для выработки и поддержания соответствующих привычек.
Развитый навык ответственного принятия решений позволяет реалистично оценивать последствия собственных поступков и действовать во благо себе и другим людям как в текущей ситуации, так на перспективу.
Литературные произведения предоставляют бесценный материал для тренировки данного навыка. Читатель наблюдает жизнь героев книги за достаточно длительный промежуток времени. Он сможет увидеть и оценить созидательные и разрушительные последствия принятых или непринятых персонажами решений.
Предлагаемые подборки книг для разных возрастов отражают следующие темы: влияние эмоций на нашу жизнь и взаимоотношения; видение ситуации с разных сторон, последствия разного понимания событий; морально-нравственные дилеммы, сложные этические ситуации; умение сочувствовать; конфликты и поведение в конфликтах; влияние лжи и манипуляций на жизнь и взаимоотношения людей; умение сотрудничать, просить и предлагать помощь в случае необходимости.

Шоколадная война

Кормье, Р. Шоколадная война / Р. Кормье; пер. с англ. В. Бабкова.- М.: Розовый жираф, 2012. - 248 с. - (Вот это книга!).

Роман, опубликованный в 1974 году, сравнивали с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. В США он вызвал бурные дискуссии и, несмотря на сопротивление некоторых учителей, был включен в школьную программу. В 1988 году его экранизировали.
Главные герои – американские тинэйджеры, ученики католической частной школы. Четырнадцатилетний Джерри Рено отказывается участвовать в традиционной торговле шоколадными конфетами. И с разрешения преподавателей - подростки объединяются в тайное школьное общество Стражи и начинают настоящую войну, отвратительную травлю «не такого как все». Где находится грань между бездействием и соучастием в жестокости? Как быстро класс превращается в подобие фашисткой Германии?

Красные желтые синие

 Мартиросова, М. Красные, жёлтые, синие. Фотографии на память : [повести] / М. Мартиросова ; худож. Т. Сугачкова. - М.: КомпасГид, 2016.- 160 с. : ил.

«Знаешь, Марго, почему я занимаюсь фотографией? Нет, не для того, чтобы деньги загребать… Просто фотография запечатлевает что-то навсегда. И хорошее, и плохое. Запечатлевает и не дает забыть. Если человек помнит о чем-то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то, значит, никогда его и не повторит.»
Всё может измениться в одночасье. Двор в старом уголке города, в котором десятилетиями складывались добрососедские отношения между армянами, азербайджанцам, русскими, евреями и другими народами, населявшими Баку, становится адом для одних и местом проявления ненависти других. Дружный класс, в котором тебя любят и ценят, может стать местом травли и агрессии. Бакинская трагедия 1988-90 гг. глазами девочки-подростка. Дань памяти и история-предостережение.

mari od muray umnik

Мюрай, М.-О. Умник / М.-О. Мюрай ; пер. с фр. Н. Мавлевич. - М. : Самокат, 2015. - 248 с.- (Встречное движение).

Умнику (так его называют домашние) двадцать два, однако в своём развитии он остался трёхлетним ребёнком с чистым и цельным восприятием мира. Семейные обстоятельства вынуждают поместить его в специальную лечебницу. Младший брат, семнадцатилетний Клебер, берёт на себя ответственность за брата и забирает к себе в съёмную квартиру, где обитают ещё четверо студентов. Умник – обуза и проблема, источник нелепых ситуаций и скандалов – становится камертоном их взаимоотношений. Добро и зло, искренность и фальшь – всё встаёт на свои места. Особый флёр истории придаёт место действия – Париж. В эту невероятную историю хочется верить. Текст обаятелен, и в этом немалая заслуга переводчика книги Натальи Мавлевич.

Oblako

Паузеванг, Г. Облако / Г. Паузеванг ; [пер. с нем. П. Френкель]. - М. : КомпасГид, 2016. - 208 с.

Чернобыльская катастрофа 1986 года – авария на атомной электростанции в Советском Союзе, заставила немецкую писательницу Гудрун Паузеванг создать книгу «Облако» - пронзительную и страшную, как сигнал атомной тревоги.
Трагедия, произошедшая в жизни пятнадцатилетней немецкой девочки Яны- Берты, вымышленная, но она могла бы и все еще может случиться в любой момент.
На атомной электростанции в нескольких километрах от родного города Яны-Берты происходит авария и радиоактивное облако движется в их сторону. Начинается паника, и неясно, что делать: прятаться или бежать? Если бежать, то куда и как? И все эти нелегкие решения Яне-Берте приходиться принимать и за себя, и за своего семилетнего брата. Повесть-предупреждение «Облако» рассчитана на подростков и их родителей.

evgeniy rudashevskiy zdravstvuy brat moy bzou

 Рудашевский, Е. Здравствуй, брат мой Бзоу! / Е. Рудашевский ; худож. А. Горнов. - М.: КомпасГид, 2015. - 192 с.: ил.

Небольшая по объёму повесть вместила в себя удивительно много: взаимоотношения односельчан, трогательную дружбу абхазского юноши и черноморского дельфина, описание крестьянского быта в Абхазии. Но, наверное, дружба здесь – главное. Семнадцатилетний Амза Кагуа дружен не только с дельфином. Здесь и теплота братской дружбы (Даут – старший брат Амзы), и зарождающаяся дружба с ровесником и будущим армейским товарищем Зауром. И шло бы всё своим чередом, даже старинная вражда абхазов и грузин, глубоко вросшая в эту землю, если бы не война в Афганистане. Шёл 1980-й год…
Евгений Рудашевский – писатель и путешественник, лауреат конкурса «Книгуру» 2013 г.


Волна

 Штрассер, Т. Волна / Т. Штрассер; пер. с англ. Е. Лавут. - М.: Самокат, 2013. - 160 с. - (Встречное движение).

Книга – предостережение. О реальных событиях, произошедших в американском колледже в 1967 году. Шестнадцатилетние подростки не могут понять, как немецкий народ, народ Шиллера и Гёте, мог не заметить зарождение фашизма в стране. И тогда учитель проводит эксперимент, который показывает, что в истории ничего не проходит совсем, всё – и самые страшные страницы мировой истории - может вернуться. Подростки организуют сообщества. Они увлекаются спортом, музыкой и не всегда способны определить, что взрослые харизматичные люди могут ими манипулировать.
«Катастрофические изменения происходят в душе человека очень быстро, и только культура способна противостоять безумию фашизма, который может вспыхнуть в самом благополучном на первый взгляд обществе.»




 

 

 

Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Анастасия Евгеньевна Дементьева
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
 
тел. 8(499) 253-31-17
 
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения

 

 

Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
 
 
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
GolyshevaEA@culture.mos.ru
тел: 8(499) 255-84-82
 
Отдел по связям с общественностью
Зав. отделом  Анна Павловна Пруссова
PrussovaAP@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-31-17
 
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Галина Владимировна Чередник
CherednikGV@culture.mos.ru
тел: 8(499) 253-82-96
 
Администрация библиотеки
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
 
 
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам  16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
 
 

 

 
@Mail.ru Яндекс.Метрика
Центральная городская детская библиотека им А.П.Гайдара.©2024
Designed by JoomShaper Designed by Freepik

поиск по сайту