Нет другого писателя, который настолько стал бы для своих читателей скорой помощью
Дмитрий Шеваров:
«…9 февраля, Юрию Ковалю исполнилось бы 85 лет.
К этому дню Юлия Коваль, дочь писателя, выпустила очередной – уже третий! – том «Монохроник» – путевого дневника писателя.
За издание «Монохроник» долго никто не брался, потому что их нельзя было издать обычным способом – набрать, сверстать, отпечатать и вот вам книга.
Всё обаяние «Монохроник» в том, что здесь каждая страница – это маленький спектакль. Главные роли играют авторская графика (акварель, карандаш, черная тушь или просто уголек из костра) и рукопись, дивный почерк Коваля.»
Читайте также:
- «Ковалиная книга. Вспоминая Юрия Коваля»
В этой книге для неспешного чтения собраны воспоминания, статьи, очерки о писателе и художнике Юрии Ковале, тексты радиопередач, беседы с ним и о нем. Юлий Ким, Андрей Битов, Юрий Норштейн, Ия Саввина — более 50 авторов представили в сборнике факты его жизни и творчества в своем дружеском восприятии. Читавшим Коваля и тем, у кого знакомство с ним еще впереди, «Ковалиная книга», как волшебный калейдоскоп, покажет разные грани таланта этого человека-праздника, любимого детьми, взрослыми и самой природой.
Второе издание, исправленное и дополненное (формат PDF) и аудиокнига.
Приключения песца-недопёска, убежавшего со зверофермы «Мшага», захватывали с первых строк. Захватывают они и сегодня: невозможно открыть «Недопёска» и не зачитаться.
- Выставка «Признание в любви. К 85-летию со дня рождения Юрия Коваля» продлится до 10 апреля Российской государственной детской библиотеке.
В экспозицию вошли хорошо знакомые читателям работы классиков книжной графики – книжной Вениамина Лосина, Николая Устинова, Виктора Чижикова, Татьяны Мавриной, а также иллюстрации трёх художников, сделанные в последние годы – Веры Цепиловой, Евгении Двоскиной и Дмитрия Трубина.
- Фрагмент из новой книги Марины Москвиной – ученицы Юрия Коваля:
Марина Москвина. Золотой воскресник. М.: Редакция Елены Шубиной, 2023
***
«Мы с Юрой Ковалем облюбовали кафе у Никитских Ворот, у церкви, где венчался Пушкин, на открытом воздухе, там ветерок обвевает, — рассказывает художник Леонид Сергеев. — Сидим, из ЦДЛ идет молодой человек, увидел Коваля:
— Ой, вы такой писатель — настоящий. Скажите, как писать?
— Я тебе сейчас открою секрет, — сказал Коваль. — Иди бери по сто грамм.
Тот взял, сел с нами. Коваль выпил, закурил и говорит:
— Писать надо о том, где сейчас находится твоя душа. Душа ведь не с нами обычно, а где-то еще. Вот об этом и надо писать.
Тот пожал ему руку, поблагодарил и отправился дальше, по своим делам».
***
Однажды к нам на семинар пришел Коваль. Все испугались читать свои произведения. Только один не побоялся:
— Чтоб нарисовать снег — куплю я мел, — он стал читать свои стихи,
Чтобы нарисовать ночь — куплю я уголь...
Коваль слушал-слушал, да и говорит:
— А чтоб под мостом рисовать Ильича,
Куплю я красный кусок кирпича.
***
— Над чем вы сейчас работаете? — спросили в издательстве Коваля.
— Пишу роман «Рояль из Порт-Артура».
— Название не подходит, — сказали ему.
«И у меня отпало желание писать эту вещь, — сказал Коваль, — в которой еще не было ни строчки...»
***
Рассказала Ковалю, что пишу историю о том, как в московском дворе на Петровско-Разумовской загорелось дерево. Я давай собирать народ из окрестных пятиэтажек, это был сущий театр абсурда, и что наконец приехала пожарная машина, но у них не оказалось воды. И тогда, говорю я, пожарники спустили штаны и стали гасить огонь старым добрым испытанным способом.
— Вряд ли, — усомнился Коваль, — пожарные столь малыми средствами могли загасить пылающий... платан.
***
Юрий Коваль был выдвинут на Государственную премию.
Всем очень хотелось, чтоб он ее получил. Жарким июльским днем мы собрались в Центральном доме литераторов и давай его нахваливать, кто во что горазд. Выступали достойнейшие Яков Аким, Роман Сеф, Юрий Норштейн...
— Если б инопланетяне прочитали Коваля, они бы прониклись симпатией к землянам, — сказала Дина Рубина.
Я осветила тот факт, что Юрий Осич могуч, как мамонт, и с этими словами вручила ему кость мамонта небольших размеров, столь тщательно завернутую в салфетку, что выдвиженец решил, что это бутерброд с сыром...
— Осталось только добавить, — заметил Юлий Ким в финале, — что Юра — прекрасный семьянин и недюжинный шахматист.
Смех Наташи Коваль заглушили аплодисменты.
***
— Запомните, — произнес Коваль, и мы запомнили это навсегда. — Главное — не опускаться до современности! Как Генка Снегирев говорил мне. Я стал ему читать: «На дачном участке росли три сосны...» «А я и слушать не буду дальше, — сказал Генка. — Что это за „на дачном участке“? Надо работать вечными категориями!» И я начал так: «Росли три сосны...»
***
Коваль очень гордился своим неологизмом. Это был глагол — «олорде́л».
***
Видя, что я к нему неравнодушна, он предупредил по-дружески:
— Ты Маринка, не стой у меня на железнодорожном полотне. Я ведь тот еще поезд.
— А вы какой поезд, — спросила я, — дальнего следования или пригородная электричка?
Он помолчал, вздохнул и ответил:
— Скорее пригородная...
***
— Особенно я люблю бездонные произведения, — говорил Коваль. — «Чистый Дор» или «Куролесова»... «Куролесов» пока не окончен. Может быть, я еще одного нахулиганю.
***
— У меня в загашнике тридцать — сорок шикарных начал, — он говорил, — и я в любую минуту могу их продолжить, только ущипни меня за задницу!
***
Однажды Юрий Осич в пух и прах разнес мою сказку про летающего крокодила: вылитый «Гадкий утенок» и все такое. Через пару лет встречаемся в Питере на фестивале анимационного кино.
— Видел отличный мультфильм! — говорит. — Там, понимаешь, один крокодил — ну идиот! — высидел яйцо, а из него вылупился птенец...
Я пристально смотрю на него. Он замолкает.
— Это не твой ли крокодил?
— Мой.
Пауза.
— ...Что значит волшебная сила кинематографа! — воскликнул Коваль.
***
— Вышел «Недопесок» с твоим предисловием, хочу поблагодарить, — мне звонит Коваль. — Правда, предисловие в усеченном виде.
— И благодарность — в усеченном?
— Нет, благодарность — в полном объеме. Меня беспокоит другое.
— Что?
— Да вот открыл книжку, смотрю: с одной стороны ты со своим предисловием, с другой — посвящение Белле Ахмадулиной. ...Не много ли баб на одном развороте?
***
— Пишите о вечном вечными словами, — сказал Коваль.
***
И добавил:
— Проза должна быть такой, чтобы хотелось поцеловать каждую написанную строчку.
Электронный журнал «Чтение детям» опубликовал подборки книг 2022 года
Часть 1
Книги для читателей 15 – 17 лет
Книги для читателей 12 – 14 лет
Книги для читателей 9 – 11 лет
Часть 2
Познавательные книги для детей и подростков
Книжное краеведение для детей и подростков
Тематические подборки октябрь – декабрь
Тематические подборки июль – октябрь
Марина Аромштам:
Мы привыкли считать: освоил ребёнок чтение слогов, коротеньких слов и предложений в букваре – значит, научился читать. На самом деле в этот момент он только начинает осваивать чтение. Когда годовалый малыш самостоятельно сделает первые два-три шага, это не значит, что он научился ходить. Вот когда мы уже не будем с упоением пересчитывать его шаги, когда он научится не просто смешно топать, шлёпаясь на попку при каждом повороте, а бегать и прыгать, играть в игры, где нужно бегать и прыгать, т.е. обретёт способность свободно перемещаться, – только тогда мы и скажем, что он научился ходить. А с чтением ещё сложнее.
Писательницу Ларису Романовскую каждый день можно встретить в одном из детских садов Новой Москвы. Нет, она не отводит туда ребёнка. В обычном государственном саду лауреат литературных премий работает — занимается с детьми развитием речи.
Зачем ей это нужно и как детсадовцы помогают автору писать сказки? (mel.fm)
Шон Тан и искусство графического романа
Мария Бостон, преподаватель русского языка и литературы:
На вопросы в духе «разве графические романы – это литература?» специалисты отвечают:
«Да, безусловно». Графические романы так же, как и привычные для нас «словесные» романы рассказывают историю с помощью знаков и заставляют задуматься порой об очень сложных и серьезных темах. Но я сама долго не могла понять, что графический роман – это не просто «комиксы». Изначально я отвергала саму форму, так как мне было не очень понятно, как «читать картинки». Я же филолог! Как я могу читать такое!.. Но почему смысл должен извлекаться только из слов?
Эльза Бесков: рисовавшая сказки
11 февраля родилась шведская сказочница, которую по праву можно считать родоначальницей книжек-картинок.
Если бы Виталий Бианки…
Через год мы отметим 140 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки. О его писательском мастерстве, пожалуй, тогда и поговорим. А пока вспомним его биографию.
Интересный факт. Писатель Николай Сладков вспоминал, что «Виталий Валентинович не любил слово «природа»:
Затаскали это слово, говорил он, только и слышишь: лоно природы, природные явления, поехали на природу, ах, природа, ох, природа – уши вянут! И, главное, говорят одно, а видят другое. Говорят «лоно», а видят затоптанный пляж, говорят «красота», а вспоминают подстриженный газончик. И не скажут просто, без затей «дождь» или «снег», а непременно «осадки». Вот что они оставили от природы!»
Выставка «Детективная история» в Доме Любощинских — Вернадских продлится до 31 июля.
Доходный дом Любощинских — Вернадских Зубовский бульвар дом 15, 2-й подъезд.
Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля представляет выставку «Детективная история» о жанре детектива, гениальных сыщиках и хитроумных планах их антагонистов.
Выставка «Детективная история» собрала лучшие образцы детективов интересных детям, задания и игры придумала по историям о Шерлоке Холмсе из книг А. Конан Дойля и старшем Барсуке полиции из серии «Зверский детектив» Анны Старобинец, Нэнси Дрю, кота-детектива Фрауке Шойнеманн, Калле Блумквиста и многих других героев.
Выставка «Тсс!» продлится до 31 июля в музее Серебряного века на проспекте Мира дом 30, с.1, 3 этаж.
Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля представляет выставку «Тсс!», посвящённую тайникам и убежищам, секретам и секретикам.
В детстве кресло с лёгкостью может превратиться в космический корабль, одеяло — в уютную нору, а шкаф+ с одеждой — в портал в другие вселенные. Мир детской фантазии наделяет обычные предметы новыми значениями. Повседневность ребёнка становится декорациями для игры, всеобъемлющей инсталляцией для включения творческого процесса и создания своего собственного мира. Эта игра реализует заложенные в человеке энергию творчества, жажду познания и потребность присвоения. Дети трепетно оберегают свою персональную вселенную и часто хранят её втайне от родителей или других детей: изобретают секретные языки, строят тайники, секретики и убежища.
Выставка «Тсс!» — исследование тайного мира детей. В замке из огромных кубиков спрятаны драгоценные воспоминания о детстве сегодняшних взрослых. Заглядывая в прорези и открывая дверцы тайников, можно увидеть чей-то маленький секретный мир. В каждой «комнате» замка — реальная история, которую можно прослушать с помощью аудиогида или прочитать, перейдя по ссылке с помощью QR-кода. Но это только начало. Другие воспоминания можно услышать, позвонив по «телефону с секретом». А свою историю вы можете написать в анкете и отправить ее по секретной почте.
На выставке можно увидеть иллюстрации и книги, сюжет которых разворачивается вокруг основной темы выставки: тайна, убежище, секрет. Работы представлены из собраний современных художников: Ольги Ионайтис, Екатерины Волжиной, Ольги Брезинской, Александра Кукушкина.