Хухлаева, Ольга. В каждом ребенке - солнце : психология ребенка от 0 до 11. – Москва : Академический проект, 2020. – 314 с. : ил. – (Мы и наши дети).
ISBN 978-5-8291-1887-7
В книге описаны основные линии развития детей, формирующие важнейшие человеческие качества (доброту, общительность, интеллект, активность, душевное здоровье в целом). Автор рассматривает условия формирования тех или иных качеств в младенчестве, в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте, а также «подводные камни», которые поджидают детей и родителей на этом пути. Текст иллюстрирован живыми, яркими наблюдениями за детьми, выдержками из бесед с ними. Автор особо подчеркивает, как важно тем, кто хочет вырастить счастливого ребенка, уметь позволять себе допускать ошибки, принимать их как опыт и учиться на них; как важно сохранять в себе самом детские качества и уметь проявлять их.
Книга адресована родителям, бабушкам и дедушкам, преподавателям и детским психологам — всем, кто имеет счастье быть вместе с детьми.
Цитаты:
«Я попыталась выделить основные линии их развития детей, имеющие непосредственное отношение к формированию важнейших качеств. Именно они и легли в основание глав книги. Понятно, что эти линии достаточно условны, — ребенка нельзя «разложить по полочкам». Но так описывать развитие ребенка удобнее, потому что для разных родителей каждое качество имеет свою ценность. И это правильно. Поэтому книгу можно читать не подряд, а выбрав для себя наиболее значимые главы. Я не ранжировала качества по степени значимости, они расположились так, как им самим захотелось. Логика каждой из глав такова. Развитие предпосылок данного качества в каждом из возрастов — младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном, затем условия развития этих предпосылок и «рифы» на этом пути. Текст иллюстрирован выдержками из наблюдений, бесед с моими собственными детьми и внуками, сохраненными моей мамой, а также бесед, представленных моих студентами, друзьями, коллегами».
«Перед прочтением книги хотела бы обратить ваше внимание на следующие положения:
- В книге рассмотрено развитие «усредненного» ребенка. Но каждый ребенок уникален. У него свои папа и мама, свои условия жизни. Стоит позволить ребенку идти своим путем, отличаться от других.
- Не нужно путать себя с электронным микроскопом, — мы не всегда видим в деталях специфику развития своего ребенка, тем более что оно осуществляется скачкообразно. Можно представить ребенка в образе зайчика или кенгуру, кому как нравится. И того, и другого мы вряд ли догоним.
- Все люди, в том числе и родители и, представьте себе, воспитатели и педагоги, иногда совершают ошибки — идеальных родителей нет. Детям родителей, воспитателей, педагогов, которые стремятся быть идеальными, живется очень тяжело. Позволим себе принять свои ошибки как опыт и учиться на них.
- Нужно постараться избавиться от чувства вины перед ребенком за свои действия. Вина — неконструктивное чувство, тем более если вам внушают ее ваши собственные родители (не судите их слишком строго).
- Нет ничего, чего нельзя было бы изменить. Вы всегда можете изменить траекторию воздействия на ребенка, если захотите. И тогда ребенок станет другим. Я попробовала — получилось.
- Я, как и все, имею право на ошибку, поэтому не стоит принимать содержание книги как абсолютную истину.
- Тому, кто хочет вырастить счастливого ребенка, стоит самому учиться быть счастливым. Я умею делать это, но продолжаю учиться каждый день.»
Читайте по теме:
Лабиринт души : терапевтические сказки / под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – 16-е изд. – Москва : Академический проект, 2021. – 207 с. – (Психологические технологии: Сказкотерапия). – ISBN 978-5-8291-2462-5.
Другие книги автора на ЛИТРЕС