Родари, Джанни. Грамматика фантазии / пер. с итальянского Юлии Добровольской. – Москва : Самокат, 2022. – 266 с. – (Самокат для родителей).
ISBN 978-5-00167-013-1.
Как писать сказки? Откуда берутся сюжеты? Известный итальянский писатель Джанни Родари щедро делится рецептами придумывания историй: как из случайного соседства двух слов, из грамматической ошибки, из перевирания старой сказки возникает увлекательная игра, а если повезет, то и целая книга. Эту игру с удовольствием подхватят дети. И хотя «Грамматика фантазии» адресована не детям, а, скорее, педагогам и родителям, в конечном счете она написала для них. «Свободное владение словом — всем» — на мой взгляд, это хороший девиз, девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом. Эта книга сможет быть в равной степени полезна всем, кто считает необходимым, чтобы воображение заняло должное место в воспитании, кто возлагает большие надежды на творческое начало у детей, кто знает, какую освободительную роль может сыграть слово» — пишет сам автор.
Цитаты:
«Сказка для ребёнка – прежде всего идеальный способ удержать возле себя взрослого… Редко, когда у взрослых находится время поиграть с ним, как хотелось бы ему, то есть самозабвенно, с полной отдачей, не отвлекаясь. Гарантировать это может только сказка… Пока струится плавный поток повествования, ребёнок может наконец вволю насмотреться на свою маму, как следует разглядеть её лицо, глаза, рот… Ребёнка интересуют в данном случае не столько содержание и форма <сказки>, сколько… голос матери, его оттенки, громкость, модуляции, тембр; от материнского голоса исходит нежность, он развязывает все узелки тревог, отгоняет призраки страха».
Из предисловия Вадима Левина – поэта и педагога:
– в «Грамматике фантазии» важно не только то , о чём Джанни Родари пишет, но и то, как он пишет;
– дары Родари – это не только технологические приёмы фантазирования, но и отношения взаимного доверия, взаимной заинтересованности и взаимного уважения между ребёнком и взрослым;
– приёмы Родари работают не сами по себе, а только в руках думающего и наблюдательного взрослого, который относится к ребёнку внимательно и с уважением, который способен учиться у ребёнка. Как и сам Джанни Родари».