Никитин, Борис Павлович. Ступеньки творчества. Развивающие игры. – Москва : Самокат, 2018. – 344 с. ; ил. – (Самокат для родителей).
ISBN 978-5-91759-528-3
Развитие любых способностей, в том числе и творческих, - последовательный, планомерный труд, шаг за шагом. Терпеливое и вдумчивое, но в то же время и радостное занятие. В этом был уверен автор книги, которая уже более 30 лет издается в России и за рубежом. Семья Никитиных – дети и внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны – и последователи педагогов-новаторов продолжают изобретать новые игры и задания к уже существующим. Данная книга включает подробные описания развивающих игр, методические приемы, задания, дополненные новыми разработками, а также размышления Бориса Павловича об условиях успешного и гармоничного развития ребенка, полноценного раскрытия его творческих способностей.
Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.
Цитаты:
«Факторы формирования и развития ТВОРЧЕСКИХ способностей детей – 26 и больше!
- Желанный ребёнок – защищенность, здоровая психика, биоэнергетическая поддержка окружения.
- Благоприятные условия беременности: запрет на лекарства, вино, табак. Вместо «бережения» – активная жизнь и разносторонняя деятельность матери. Эмоционально-речевое общение с плодом.
- Естественные (немедикализованные) роды. Наилучшие – домашние. Немедленное прикладывание к груди (до выхода последа), физический контакт «кожа к коже» с мамой. Как результат – избавление ребенка от «букета болезней цивилизации».
- Естественное вскармливание, т.е. питание только грудным молоком матери и водой до прорезывания первого зуба (с 0 до 5-9 мес.), т.к. «коровьи белки» смесей угнетают развитие нейронов мозга в период их бурного роста и снижают иммунитет.
- Постоянный контакт ребёнка с матерью с 0 до 1,5 лет (по возможности днем и ночью) – физический, биоэнергетический, визуальный, эмоционально-речевой.
- Запуск врожденных рефлексов: хватательного, опорного, шагового, ползания, плавательного и др., дающих толчок развитию интеллекта («ведущей системой у новорожденного является скелетно-мышечная, все другие развиваются коррелятивно» - И.А. Аршавский).
- Свобода познания мира. Ползание – одно из сильных средств развития творческих способностей, недооцениваемое многими (боятся «грязи», синяков, царапин, т.е. мелочей, и упускают важное – развитие детей). Кроватка и манеж – способ изоляции от мира… Кроватка нужна только для сна, а манеж – не более чем на час в день. Остальное время – на свободе.
8. Обогащение обстановки для разнообразной деятельности в доме и во дворе. Развитие потребности в движении, строительстве, творчестве… Турничок в кроватке с трех месяцев, мячи, каталки, манипулятивные игры, мешки с галькой от 1 до 20 кг, карандаши, краски, пластилин и др.
- Спортивный комплекс (7 мес. – 12 лет) Например, комплекс В.С. Скрипалёва на 1,5 - 2 кв.м. – «Гимнастическое дерево» в квартире. Выход из «Плоскости» (с пола) в «пространство» (в третье измерение), резкое повышение сложности и по величине требуемых усилий.
- Интеллектуальные (творческие) игры Никитиных (1,5 – 15 лет и старше)
Высокая умственная нагрузка и творческая ее направленность. Вместо обычного получения готовых знаний – метод их добывания и, значит, саморазвитие. Предупреждение НУВЭРСа. Своеобразные «спортивные снаряды для ума».
- Раннее чтение, счёт, письмо (с 2-3-х лет). Географические карты, планы, глобус, чтение и счёт опущены до уровня быта. Методика Глена Домана (Doman), кубики Н.Зайцева, материал М.Монтессори.
- Лесенка возрастов в многодетной семье или разновозрастные группы в детском саду (3-7 лет). Старшие, хорошо развитые дети (умеют читать, считать, конструировать, заниматься на спорткомплексе) могут великолепно передавать свои знания и умения младшим (иногда лучше взрослых).
- Сокращение времени обучения в начальной школе (6-8 лет). Чем выше развит ребёнок творчески и чем дольше он будет в начальной школе, тем более затормозится его развитие. Поэтому ребенка, умеющего читать и считать до ста, помещать сразу во второй класс, переводить в следующий в середине года, экзамены сдавать экстерном. Применять теорию Гидеона Карми («Творческое мышление», Израиль), «принцип практической необходимости» К.С. Скорохода, «опережающее обучение» С.Н. Лысенковой.
- ТИО (Технология индивидуального обучения) Ю.А. Макарова. Окно в новую «дидактику творчества», призванную не только дополнить, но и частично заменить «дидактику исполнительства» Я.А. Коменского.
- Мастерская (или рабочий уголок) в квартире для работы и технического творчества детей и взрослых. Каждому свой верстак, тиски, набор инструментов и материалов для взрослого и ребенка, но инструменты настоящие, а не бутафорские. «Золотые руки» бывают только при умной голове или, точнее, «золотые руки» делают «золотой» и голову.
- Олимпиады или тестовые проверки. Давать ребенку, как только научится читать, самого разного типа и сложности, а с 9 – 10 лет даже тесты для взрослых.
Тесты: а) Позволяют измерять достигнутый уровень развития.
б) Развивают творческие способности, даже если применяются нерегулярно.
в) Доставляют удовольствие детям, и тем большее, чем развитее ребенок.
г) Укрепляют нервную систему, формируя умение спокойно относиться к проверкам, экзаменам, соревнованиям и в сложной обстановке выдать максимум того, на что ребенок способен.
- Рядом увлеченный взрослый, блестящий Мастер своего дела (Учитель!). Ребенок видит отличную работу, усваивает отношение к делу, приобретает шкалу ценностей Мастера и «заболевает болезнями Мастера», главная из которых увлеченность делом.
- Увлечённость ребёнка творчеством (самыми разными видами) – с 5-10 лет. Сначала из готовых деталей (кубики, конструкторы), потом из материалов. Моделирование — сильный и долгодействующий фактор. Биографии крупных изобретателей и инженеров подтверждают это (академики Крылов, Туполев, Королев, Яковлев и др.). В известном смысле «великая увлеченность создает великих людей». «Увлеченность» можно назвать самым многообещающим фактором, так как она может стать и самым могучим в жизни.
- Участие в производительном труде в соответствии с физическими и психическими способностями ребенка. Труд должен быть ежедневным, оплачиваемым, высокоорганизованным (нормы, качество) и на своем (школьном) производстве.
С 6 до 9 лет — в течение 1 часа,
с 9 до 12 лет — 2 часа,
с 12 до 17 лет — 3-4 часа.
Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана. Наше спасение в создании школ труда и творчества, школы-хозяйства, по опыту великого А.С. Макаренко.
- Считать ребенка Человеком. Новорожденный за первые 3 года проходит возможно главную школу жизни и выделывается в Человека. Уважать его надо не на словах, а в каждом деле. Серьезность и уважительность отношений усваивается ребенком так же, как все другое. К 7-10 годам его интеллект будет почти на уровне взрослого (70-80%). В такой обстановке нет «капризов», «кризисов», «трудных детей».
- Интерес старших к творческим успехам детей. За успехи в творчестве детей не столько надо хвалить, сколько искренне радоваться их достижениям… Учитель Реутовской школы (Моск. обл.) Игорь Павлович Волков открыл в школе «творческую мастерскую» и завел «творческие книжки» на каждого увлеченного творчеством ученика, куда записывал их изделия, проводил выставки работ в мастерской и школе и увлекал до 20-25% учеников. И.П. Волков стал известен как педагог-новатор, первый в России увидевший юных творцов и блестяще помогавший им развивать свои способности.
22. Ориентация на развитие творческих способностей. Обучение (т.е. «объяснение», «рассказ», «урок»), давая «готовые знания», развивает лишь исполнительство. Развитие же творческих сил начинается только там и тогда, где есть «проблемы», трудности, задачи, а КАК их решать, неизвестно. Для этого нужно реальное творческое дело. Даже в быту их можно находить, задав, например, детям задачу: как лучше колоть орехи (молотком, дверью, орехоколом, в слесарных тисках?) или им подобные.
Есть великая формула К.Э.Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные всем; затем стал открывать истины, известные лишь немногим; и, наконец, научился открывать истины, еще никому не известные.» Надо помочь ребенку идти именно таким путем, не бояться «открывать Америку», «изобретать велосипед» и т.п.
23. Круглогодичная школа. Естественное развитие и обучение («в тон и такт природе»). Смена видов деятельности: труд, учеба, спорт, творчество, не ведущая к накоплению усталости и позволяющая избегать остановки и деградации развития в летние каникулы.
24. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Идея Г.С. Альтшуллера – отказаться от Метода Проб и Ошибок (МПИО), изобретать по правилам, и заменить «озарение» высококвалифицированным, но доступным каждому трудом, привела его к разработке новой науки и созданию школ ТРИЗ во многих городах России. ТРИЗ содействует развитию изобретательности, многому учит, но... решает только часть проблемы «загадки таланта». А МПИО жил, живет и будет жить, пока существует человечество.
25. Интеллектуально-Творческие Игры (ИТИ). «Мозговой штурм» – генерирование идей группой в 6-15 человек в течение 30-50 минут, при полном запрете на критику. Организационно-Деятельностная Игра (ОДИ). Нахождение самых развитых в творческом отношении и создание им благоприятных условий для решения творческих задач. Это поиск, мобилизация и использование уже имеющегося творческого потенциала.
26. Философия творца, труженика. Серьезное творчество, особенно в науке и технике, будет малоэффективно без применения основ диалектики. И хотя «диалектика никогда не может рассчитывать на то, чтобы быть воспринятой всеми; напротив, она всегда останется специфическим талантом любимцев богов», как писал К. Маркс, она является новым, исключительно важным и творческим этапом в становлении мировоззрения, и мыслящие люди должны об этом помнить.
Подытоживая «Факторы…» не могу не добавить «свой», быть может, специфический для меня ))), фактор – под условным названием «Музыка: классическая, бардовская, народная: колыбельные и другие хорошие песни» (недаром же про плохого человека на Кавказе говорили: «Мать над колыбелью не пела ему песен…»).
О музыке могу говорить бесконечно. Считаю, что она гармонизирует всю нашу жизнь, настраивает её на нужный лад, помогает избавляться от усталости, напряженности… Причем, как же важно не только слушать, но и самому играть на инструменте, петь… Одно хоровое пение чего стоит! А танцы народные?! Тут и взаимопонимание, и нагрузки физические какие, и артистизм, и творчество…
На мой взгляд, «Факторы…» – огромное поле деятельности не только для размышлений, но и для научных педагогических исканий. Они просто ждут настоящих Учёных! ))) Кроме того, «Факторы…» рассматривают огромную задачу воспитания в детях (и в родителях!) творческих способностей с разных сторон, помогая вспомнить о том, что мы часто упускаем или о чём просто не задумываемся в повседневной суете».