Мурашёв, А. Другая школа : откуда берутся нормальные люди / Александр Мурашёв. – Москва : Книжные сети, 2023. – 348 с. : ил. – (Книги, которые все ждали).
ISBN 978-5-6049886-0-2
АННОТАЦИЯ: Современная школа больше не работает. Целый год я ездил по школам в разных странах мира. Подмечал мелкие детали образования, которые формируют нас и готовят к реальной жизни. Посещал учебные заведения, в которых мечтал бы учиться, если бы знал об их существовании раньше. И пытался узнать секрет учителей, которых мы помним десятилетия спустя после окончания школы.
ЦИТАТА:
Поразмышляйте, какая школа ваша.
Финская школа:
«Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остаётся его выбором – и преподаватель его уважает».
«Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам всё ещё нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга».
Шах и мат традиционной школы:
«Сейчас школа и учителя такие, потому что у общества нет никаком сформулированного к ним запроса. Мы не тратим ни времени, ни сил, чтобы собраться и решить, что сделать с педагогикой».
«Дай ребёнку велосипед, пойди с ним в парк – и он будет долго с удовольствием кататься. Но приведи ребёнка на урок физкультуры – и он тут же устанет».
Шалва Амонашвили:
«"Дорисовывайте” своих детей и друг друга. Общайтесь с ребёнком так, словно он уже такой, каким вы хотите его видеть».
Почему ушёл учитель Артём?
«Сейчас школа – это кукольный театр. Завуч играет завуча, директор – директора, а ученик играет ученика. Это всё маски, роли, а люди где?»
«Наши родители жили в эпоху, когда люди учились 15 лет: десять в школе и пять в университете. Сегодня мир такой, что ты должен учиться всю жизнь. Потому что иначе не будешь меняться, постареешь и оторвёшься от жизни».
Это странное место «Камчатка»
«Сейчас движущий мотив взрослых – бесконечное чувство вины из-за того, что они считают себя чудовищными родителями. Они уверены, что всё неправильно делают, а как правильно – не знают».
Egalia: школа равенства
«Самооценка важнее навыка писать, читать и считать»
Ørestad: внутри школы без стен
«Мы долго можем вспоминать классную доску, учителя, книги и традиционный класс. Но мы романтизируем прошлое, если думаем, что тогда это помогало. Дети точно так же тратили время впустую – например, выглядывая в окно или украдкой перебирая вкладыши от жвачек»
«Школьники прекрасно освоили необычную архитектуру гимназии. Официально им не разрешается съезжать с лестниц – но, как говорят преподаватели, вопрос не о том, «можно ли», а «как часто» они это будут делать».
«Умение постоянно находиться с самыми разными людьми и не отвлекаться при этом от работы – возможно, первый навык реальной жизни, который необходимо освоить».
Датские школы: своими глазами
«Есть прямая взаимосвязь между тем, насколько ученику скучно, и тем, насколько мало он будет знать. Вот почему ещё мы не фокусируемся на ошибках: детям не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочёт».
«Ещё 23-30 лет назад дети были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: «Зачем?»
Ответ на главный вопрос
«Все наказания в школе придуманы учениками. Например, протереть все компьютеры, лично поздороваться с каждым из девятисот учащихся или измерить билетом от парижского метро всю территорию столовой»
Школы Славы Полунина
«Взросление наступает, когда мы перестаём удивляться. Главное слово – “ух ты!” Когда ты говоришь: “Ух ты!”, ты ещё не повзрослел».
«”Школа”, “репетиция” и “труд” – ругательные слова, которые мы здесь не употребляем. Школа – это не подготовка к чему-то. Это часть твоей жизни. И за каждую прожитую минуту ты должен испытывать гордость и радость».
Kunskapsskolan: как шведы видят образование
«Сегодняшние четвероклассники начнут работать в 2028 году. Первые дети у них появятся в 2023-м. На пенсию они выйдут в 2075 году. О каких перспективных профессиях мы можем говорить, если мы не знаем, как будет выглядеть в это время мир?»
«Двойка теперь не только твоя проблема: низкая отметка – сигнал того, что между учителем и школьниками нарушена коммуникация».
MFR: как французы отучили детей бояться школы
Французы называют это «глобальным образованием», когда учитель полностью погружён в жизнь ученика. Всё это немного напоминает летний лагерь – если только представить, что ты учишься в нём шесть лет».
«Класс-центр»: факт и эмоция
«Реальное образование – это когда факт складывается с эмоцией».
«Наша задача сейчас одна: вырастить другое поколение родителей».
Французские школы: своими глазами
«Если не знаете ответ, не молчите. Скажите, что угодно: куст, дерево, лучше скажите неверное – а я объясню правильный ответ».
La Source: школа, победившая войну
«Перфекционистам здесь будет нелегко: за два проведённых в школе дня, я услышал от родителей одной из девочек, как долго её учили… ошибаться».
«Здесь учителям важнее научить детей “быть в социуме”, чем быть “самым умным”.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
«Идеальная школа – как моя личная, так и будущего – это мозаика, собранная из разных элементов того, что я увидел. Даже восхищаясь какими-то решениями вроде индивидуального расписания или детского парламента, я понимал, что все вместе они могут не сработать. И что каждый ответ по отдельности – место, которое научит тебя не потонуть в потоках информации, которое поможет тебе не потерять природную любознательность, повысит твою самооценку и отправит тебя в дальнейшее плавание познавать мир – это и есть та школа, которую я хотел видеть когда-то».
ЕДИНЫЙ КАТАЛОГ БИБЛИОТЕК МОСКВЫ
ЛИТРЕС: (Подкаст авторской программы журналиста Александра Мурашева)