Лукьянова, Ирина. Экстремальное материнство : счастливая жизнь с трудным ребенком / худож. Татьяна Лапонкина. – Москва : Никея, 2022. – 416 с. : ил.
ISBN: 978-5-907628-16-8
О чем эта книга
У вашего ребенка проблемы с поведением и вниманием? Окружающие считают, что он невоспитанный и чересчур подвижный? Школа объявила ему войну, а вам иногда кажется, что вы сходите с ума? Эта книга может стать для вас источником утешения и вдохновения.
Вы прочтете, каких воспитательных стратегий стоит придерживаться, как наладить диалог со школой, в чем состоят медицинские причины проблем "трудных детей" и многое другое. Отдельная глава посвящена душевному спокойствию мамы и способам справляться с повседневным стрессом.
Для кого эта книга
В первую очередь для родителей, у чьих детей есть проблемы с поведением, вниманием, учебой, волей и самоорганизацией - в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Для учителей и воспитателей детского сада, для всех, кто работает с детьми. А также - абсолютно для всех родителей, потому что здесь есть советы по важнейшим родительским темам - приготовление уроков, дисциплина, поведение в школе и дома и т.п.
Особенность издания
Книга основана на собственном профессиональном и личном опыте, ее автор - писатель и педагог Ирина Лукьянова – мама уже взрослого, а когда-то «гиперактивного» ребенка, к тому же более десяти лет она администрирует интернет-форум родителей "трудных" детей.
Цитаты:
«Трудные дети — не родительская вина. Легкие дети — не родительская заслуга»
«Рано или поздно семья начинает задаваться роковыми вопросами: почему он такой? В кого он такой? И вообще — что делать и кто виноват?
Выводы из наблюдаемой картины семья делает быстро: ребенок получился плохой. Некачественный. Не функционирует, как надо. У других отличные дети, а наш бракованный. При всех наших затратах времени и денег.
Дальше возможны варианты:
Сам дурак. Ребенок был хороший, это ты/вы его испортил(а, и). Семья занимается поиском виноватого и ищет ошибки в воспитательной тактике друг друга. Результат — семейный педагогический коллапс и конфронтация всех со всеми.
«Ты просто не умеешь их готовить». Ребенок хороший, вы просто не умеете с ним работать. В таких семьях часто любят концепцию «дети индиго» и часто конфликтуют с педагогами.
Бракованный ребенок. Нам выдали больного, генетически дефективного, испорченного ребенка. Семья начинает выяснять, чья наследственность виновата, отстраняется от неисправимого ребенка или пытается его исправить. Ребенка ведут к специалистам, требуя починить и выдать его исправным. Этот подход становится все более распространенным.
Я — плохая мать. Предыдущие три идеи были опасны для семейного микроклимата и психики ребенка; этот — наиболее разрушительный для психики матери. Это моральная невозможность защищать своего ребенка, это постоянное самообвинение. Это капитуляция: все равно у меня ничего не выйдет. Отчаяние. Безнадежность.
В чистом виде эти воззрения встречаются редко. В рамках семьи обычно сочетаются несколько подходов, они переходят друг в друга… но все это, по большому счету, не важно, поскольку единственным плодотворным подходом будет:
Какая интересная задача! У нашего ребенка не самые лучшие стартовые условия, и мы не совершенные родители, и школа далека от идеала, и медицина. Но мы любим ребенка, хотим ему помочь и, пользуясь всеми ресурсами, которые нам доступны, постараемся вырастить его хорошим и счастливым человеком.
Вот решением этой интереснейшей задачи мы и будем заниматься в этой книге. Но начать придется с «плохой матери». Потому что плохая мать — хоть в кавычках, хоть без них — помочь своему ребенку не может».
Форум «Наши невнимательные гиперактивные дети» www.sdvg-deti.com